Градостроительный кодекс города Москвы: суть законодательного акта, основные положения и другая полезная информация о законе 2019 год

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Комментируемая статья определяет состав и соподчиненность правовых актов градостроительного законодательства Российской Федерации.

Понятие законодательство» включает в себя нормативные акты, принятые высшими органами законодательной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Более широкое толкование понятия «законодательство» неоправданно, т.к. пересекается с понятием «нормативные правовые акты».

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство, а следовательно, и градостроительное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи градостроительное законодательство составляют нормы Градостроительного кодекса — основного кодифицированного акта, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ.

Градостроительные правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ, могут как конкретизировать правовые нормы Градостроительного кодекса и федеральных законов, так и восполнять пробелы в законодательном регулировании.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие градостроительные отношения, в пределах полномочий, определенных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и указами Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются во исполнение норм Градостроительного кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Отдельные вопросы градостроительной деятельности регулируют следующие акты.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Вопросы градостроительной деятельности, а также связанные с ними отношения регулируются следующими нормативными правовыми актами.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»;

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 18 декабря 2006 г.);

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии»;

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» были внесены изменения. В частности, установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

До 1 января 2008 г. по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

II. Указы Президента Российской Федерации:

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

III. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации»;

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»;

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий»;

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами»;

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника»;

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;

Это интересно:  Жилищно-коммунальные платежи – что это такое, какие услуги в них входят 2019 год

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии»;

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 «О Правительственной комиссии по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 «Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования»;

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах»;

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию»;

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения»;

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам»;

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286;

Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418;

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 «О Федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»;

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 581 «О Федеральной целевой программе «Юг России»;

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»;

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.).

IV. Отдельные ведомственные нормативные правовые акты:

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов»;

Приказ Госстроя РФ от 28 сентября 1999 г. N 63 «О территориальных проектных (изыскательских) организациях в области строительства, архитектуры и градостроительства»;

Приказ Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 93 «Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса».

В Департамент градостроительной политики города Москвы часто обращаются граждане и организации с просьбой разъяснить порядок внесения изменений в Градостроительный кодекс города Москвы. В рамках своих полномочий Департамент сообщает следующее.

16 декабря 2015 года Московской городской Думой принят Закон города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее – Закон).

Принятие закона обусловлено необходимостью приведения положений Градостроительного кодекса города Москвы в соответствие с федеральным законодательством, в которое за последние несколько лет было внесено более 70 поправок. При этом основной закон Москвы в области градостроительной деятельности продолжал содержать нормы, отмененные или измененные на федеральном уровне.

— Законом состав Генерального плана города Москвы приведен в соответствие с нормами федерального законодательства.

Состав утверждаемой части генерального плана и материалов по его обоснованию четко определены статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в связи с этим из норм Градостроительного кодекса города Москвы, содержащих сведения, подлежащие отражению в Генеральном плане города Москвы, исключены сведения, не предусмотренные ГрК РФ.

Вместе с тем в целях информирования населения Законом сохранены требования по включению в состав материалов по обоснованию Генерального плана города Москвы ряда положений, таких как анализ состояния, проблем и задач комплексного развития города Москвы, в том числе в области осуществления городом Москвой функций столицы, оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие этих территорий.

Кроме того, согласно федеральному законодательству градостроительная деятельность, в том числе разработка генерального плана осуществляется с соблюдением требований технических регламентов, охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Указанные требования установлены в специальных «отраслевых» законах как на федеральном уровне, так и на уровне города. Например, в Москве требования, обязательные при осуществлении градостроительной деятельности, устанавливаются законами города Москвы «О защите зеленых насаждений», «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве», «О благоустройстве в городе Москве» и другими, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Таким образом, права жителей города Москвы на обеспечение комфортной городской среды, безопасности населения и территории города Москвы, экологической безопасности, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия, требования по сохранению, рациональному использованию и развитию особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий; охране объектов культурного наследия и сохранению исторического облика города Москвы не будут нарушены.

— Законом исключены из ГрК Москвы положения о проведении государственной экспертизы проекта генерального плана. Такие изменения также связаны с приведением ГрК Москвы в соответствие с федеральным законодательством.

В соответствии с изменениями ГрК РФ, внесенными Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», экспертиза проектов генеральных планов не проводится, в связи с чем ликвидирован институт экспертизы проекта генерального плана как на федеральном уровне, так и на региональном.

В настоящее время ни федеральные органы исполнительной власти, ни региональные органы государственной власти не наделены полномочиями по проведению экспертизы проекта генерального плана.

Кроме этого, осуществление такой экспертизы потребует значительных затрат из бюджета города Москвы.

— Согласно положениям ГрК РФ о порядке подготовки проекта правил землепользования и застройки и изменений в них территория проведения публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, проектам изменений правил землепользования и застройки в настоящее время определяется как территория, применительно к которой подготовлены указанные проекты.

При этом, принимая во внимание специфику административного деления города Москвы, Законом расширены возможности участия горожан в публичных слушаниях, а также территория проведения публичных слушаний.

В частности, по решению городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки границы территории проведения публичных слушаний могут быть расширены до пределов района, административного округа, поселения города Москвы, а не проводиться исключительно на территории, подлежащей застройке.

Такие изменения расширяют возможность участия заинтересованных лиц в проведении публичных слушаний по градостроительной документации, подготовленной в целях размещения социально значимых объектов и объектов, несущих экологические риски, реорганизации производственных территорий, что позволит учесть интересы всех заинтересованных москвичей при возведении объектов, оказывающих влияние не только на территорию района, где они расположены, но и на иные территории города Москвы.

Также необходимо отметить, что Законом города Москвы не отменены публичные слушания ни по одному из видов градостроительной документации. При этом публичные слушания по одному из них – градостроительному плану земельного участка — федеральным законодательством вообще не предусмотрены и являются дополнительной гарантией права москвичей на участие в принятии градостроительных решений.

Однако в целях исключения повторного обсуждения параметров уже обсуждавшихся ранее на публичных слушаниях градостроительных планов земельных участков и проектов планировки территории в статью 68 ГрК Москвы введена норма, согласно которой повторно не проводятся публичные слушания по проектам изменений правил землепользования и застройки, которые содержат те же параметры, как и ранее прошедшие публичные слушания и утвержденные градостроительные планы земельных участков, проекты планировки территории.

— Необходимо отметить, что представления жителей города Москвы о включении в ГрК Москвы положений о предоставлении материалов проектов градостроительной документации на публичные слушания не в полном объеме являются ошибочными.

При подготовке текста Закона предполагалось актом Правительства Москвы определить для каждого документа, выносимого на публичные слушания, точный состав материалов (по действующему законодательству часть материалов на слушания не предоставляется – это относится к документам, содержащим сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа), чтобы исключить возможность организаторам трактовать это правило в свою пользу и тем самым нарушать права граждан на получение информации при проведении публичны слушаний.

Но после высказанных опасений со стороны ряда представителей общественности о теоретической возможности трактовать данную норму как уменьшение объемов градостроительной документации, представляемых на публичные слушания, часть 8 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы сохранена в прежней редакции, предусматривающей предоставление проектов градостроительной документации на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, относящихся к сведениям, отнесенным федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.

Это интересно:  Как выписаться и прописаться по другому адресу через Госуслуги 2019 год

— Законом приведены положения ГрК Москвы в соответствие с федеральным законодательством в части проведения экспертизы проектной документации.

Согласно изменениям ГрК РФ, внесенным Федеральным законом от 28.11.20011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной. В этой связи внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс города Москвы. Случаи, когда проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы инженерных изысканий является обязательным, установлены федеральным законодательством.

Нормы ГрК Москвы о проведении экспертизы проектной документации, выдаче разрешения на строительство, осуществлении государственного строительного надзора при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в Градостроительном кодексе города Москвы сохранены в действующей редакции.

Таким образом, сокращение видов объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе, Законом не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (к которым относится и градостроительная деятельность) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, внесенные изменения актуализировали положения Градостроительного кодекса города Москвы, создав тем самым возможность их реализации.

«Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 7 мая 1998 г. n 73-ФЗ» (постатейный) (Королев А.Н., Плешакова О.В.) («Юстицинформ», 2004)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Преамбула комментируемого Кодекса определяет круг правоотношений, на регулирование которых направлено его действие. Таковыми являются отношения в области:
создания систем расселения;
градостроительного планирования;
застройки;
благоустройства городских и сельских поселений;
развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур указанных поселений;
рационального природопользования;
сохранения объектов историко-культурного наследия;
охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.
Социально-экономическое значение градостроительной деятельности обусловило появление самостоятельного кодифицированного акта, посвященного правоотношениям в данной области.
В целом Кодекс представляет собой законодательный акт, регулирующий обширный спектр вопросов. В нормах Кодекса закреплены права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, а также ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве. Подчеркивается важная роль градостроительной документации и регламентов в процессе регулирования территорий.
Помимо этого в Кодексе проводится разграничение предметов ведения и компетенции органов государственной власти Российской Федерации и региональных органов государственной власти.
Основная цель комментируемого Кодекса — правовое регулирование расселения людей, градостроительного планирования, застройки, благоустройства поселений, развития их инфраструктуры, рационального природопользования, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности населения.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
В статье 1 приводятся основные понятия, используемые в рамках Кодекса, и даются их определения. Данные законодательные дефиниции позволяют не только сформировать определенное представление о наиболее значительных правовых категориях в рассматриваемой области, но и способствуют правильному пониманию изложенных в Кодексе правовых норм, не допускающему двойного толкования.
Понятие «градостроительство» объединяет теоретические и практические знания об организации и формировании основной жизненной среды человека и общества.
Рассмотрим более подробно основные термины, приведенные в ст. 1 комментируемого Кодекса.
Разработка градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке осуществляется с целью градостроительного планирования развития территорий и поселений и их застройки.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации (градостроительная документация федерального уровня) включает в себя Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий (консолидированные схемы градостроительного планирования).
Основными видами градостроительной документации являются:
Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил экономических и крупных географических регионов, природно-климатических зон, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий, национально-государственных и административно-территориальных образований; территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования; схемы и проекты районной планировки национально-государственных и административно-территориальных образований, иных территориальных объектов; генеральные планы городов, поселков, сельских поселений; генеральные планы территорий, подведомственных сельским органам местного самоуправления; генеральные планы историко-культурных, лечебно-оздоровительных и других территорий;
проекты городской, поселковой черты и черты сельского поселения;
проекты детальной планировки жилых, промышленных, рекреационных, исторических и других функциональных зон, отдельных городских узлов, улиц, магистралей;
проекты застройки кварталов, микрорайонов, градостроительных, архитектурных, ландшафтных комплексов, парков, ансамблей и иных планировочных элементов городов и других поселений.
Градостроительное зонирование — установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города.
Установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от форм собственности на указанные объекты, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, пользователя, арендатора недвижимого имущества.
Градостроительное зонирование осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, запрещается.
При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности.
Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Гражданский кодекс предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат:
право собственности;
право хозяйственного ведения;
право оперативного управления;
право пожизненного наследуемого владения;
право постоянного пользования;
ипотека;
сервитуты;
иные права в случаях, предусмотренных законодательством.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры. На территориях, используемых для проживания населения и осуществления хозяйственной и иной деятельности, создаются системы инженерной инфраструктуры и благоустройства (озеленение и инженерная подготовка территорий) территорий с учетом типа поселения и его застройки, вида хозяйственной и иной деятельности и в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами. Структура объектов социального, транспортного и культурно-бытового обслуживания населения разрабатывается с учетом комплексности застройки, интересов различных социально-демографических и профессиональных групп населения.
Инфраструктура — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих материальное производство: транспортные сооружения, складское хозяйство, связь, водоснабжение и т.п.
Такую инфраструктуру иногда называют основной производственной инфраструктурой, в отличие от социальной (непроизводственной) инфраструктуры. К последней некоторые авторы относят науку, здравоохранение, систему образования.
Как правило, отрасли основной инфраструктуры, особенно такие, как дорожная сеть и сооружения, связанные с охраной природы, отличаются повышенной капиталоемкостью.
Устойчивое развитие представляет собой гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды.
Норматив — предельно допустимый показатель для данной отрасли, рассчитанный на средние условия производства, с учетом прогрессивных показателей передовых предприятий. Его соблюдение обязательно при нормировании расхода сырья и материалов всеми предприятиями и организациями, имеющими соответствующие производства, независимо от ведомственной принадлежности.
Устав — свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке. Устав определяет правовое положение юридического лица.
Кодекс — систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Процессуальный кодекс). Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
Регламент — правила, определяющие, регулирующие порядок и время проведения мероприятий и действий, осуществления деятельности, ограничивающие их четкими рамками.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.
Красные линии дополняются другими линиями градостроительного регулирования, определяющими особые условия использования и застройки территорий городов и других поселений. Основными видами других линий градостроительного регулирования являются:
линии регулирования застройки;
границы технических зон проектируемых линий метрополитена;
границы технических зон действующих линий метрополитена;
границы технических зон инженерных сооружений и коммуникаций.
Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету:
в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей;
в проектах инженерно-транспортных коммуникаций;
при инвентаризации земель в поселениях;
при установлении границ землепользований;
в проектах землеустройства;
в проектах межевания территорий;
при установлении границ территориальных зон в поселениях;
в земельном и градостроительном кадастрах;
на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
За нарушение красных линий устанавливается административная ответственность в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
За нарушение других линий градостроительного

Это интересно:  Как продать гараж (в собственности или в кооперативе) 2019 год

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 190-ФЗ

(С учетом новейших подзаконных актов)

доктора юридических наук, профессора кафедры

административного права и государственного строительства

Поволжской академии государственной службы

Игнатьев Юрий Вадимович — доктор технических наук, профессор кафедры «Градостроительство», профессор кафедры «Архитектура» Архитектурно-строительного факультета Южно-Уральского государственного университета.

Костин Александр Михайлович — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Градостроительство» Архитектурно-строительного факультета Южно-Уральского государственного университета.

Филатова Анна Валериевна — доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина, автор (соавтор) более 100 научных и учебных работ, руководитель Центра правовой экспертизы при Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина.

Егоров Владимир Юрьевич — юрист, специализирующийся в области градостроительства, в том числе по вопросам разработки и утверждения документов территориального планирования, строительства объектов капитального строительства, их реконструкции и пр. Имеет опыт аналитической работы по выявлению правонарушений в сфере градостроительства и энергетики; опыт практического применения нормативных правовых актов о градостроительной деятельности, а также участия в разработке локальных актов органов внутренних дел в указанных областях.

Шишелова Светлана Александровна — и. о. начальника отдела правовой экспертизы Юридического управления Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, опыт работы в сфере градостроительной деятельности — около 10 лет, имеет опыт преподавания.

Градостроительный кодекс Российской Федерации является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, проектирования и собственно строительства. Необходимость принятия нового Градостроительного кодекса была вызвана рядом причин юридического (необходимость приведения градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами), экономического (назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышению ответственности участников рынка и защите прав на недвижимость) и социального (необходимость повышения роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера. Кроме того, принятие нового Градостроительного кодекса явилось необходимым условием для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства.

По своей структуре Градостроительный кодекс состоит из 9 глав. В первой главе устанавливаются основные понятия, используемые в Кодексе; основные принципы законодательства о градостроительной деятельности; отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, а также субъекты градостроительных отношений. Кодекс определяет совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ по законодательству о градостроительной деятельности (которое относится в первую очередь к сфере административного права) и устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Во второй главе определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а также условия передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности и полномочий в области контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Третья глава посвящена вопросам территориального планирования и определяет виды и содержание документов территориального планирования разного уровня, порядок их разработки, согласования и реализации. Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством основной процедуры — публичных слушаний.

В четвертой главе регулируются вопросы, связанные с градостроительным зонированием, описываются назначение и состав правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения, виды и характеристики территориальных зон, а также состав градостроительных регламентов, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пятая глава определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как то: виды документации по планировке территории, их состав и содержание, порядок подготовки и утверждения.

Шестая глава содержит нормы, регулирующие условия и порядок архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Существенный блок вопросов, содержащихся в главе 6.1, связан с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности проводится, как это установлено главой седьмой, посредством специальных информационных систем на уровнях Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, обеспечивающих информационную базу для принятия соответствующих управленческих решений и доступ всех заинтересованных лиц к таким системам.

Юридический механизм ответственности при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрен восьмой главой Кодекса. В ней детализированы вопросы возмещения вреда в связи с недостатками работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования. Кроме того, определяется общий порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Заключительная — девятая глава Кодекса — закрепляет особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

С момента принятия Градостроительного кодекса в него неоднократно вносились изменения, вызванные, в целом, вопросами практической реализации его отдельных норм. Наиболее значимые изменения в сфере территориального планирования были внесены Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ, в соответствии с которыми федеральные, региональные и местные органы власти обязаны обеспечивать доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов, а также к определенной законом информации, необходимой для подготовки таких документов, в специальной информационной системе территориального планирования в сети Интернет.

В Градостроительный кодекс РФ внесены и другие изменения, касающиеся подготовки документов территориального планирования, в том числе уточняющие содержание документов территориального планирования, компетенцию органов власти разных уровней по их разработке, процедуры согласования и утверждения.

Значительное изменение внесено в порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов. Установлено, что в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

Физическим и юридическим лицам предоставлено право осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения, что упорядочивает осуществление работы в данной сфере, так как до внесения указанных изменений нормы ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса можно было трактовать неоднозначно. Кроме того, продлен (до 31.12.2012) переходный период повсеместного введения документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, np-si.ru, www.lawmix.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий