Лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ 2019 год

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110
О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

25 декабря 2015 г., 13 сентября 2018 г.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее — Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций);

Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — Положение об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами).

2. Установить, что разъяснения по применению Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и Положения об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Реализация полномочий, предусмотренных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положением о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и Положением об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить:

порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов, форму квалификационного аттестата и перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации;

методические рекомендации по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включая примерные формы документов, используемых при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

в 2-месячный срок со дня утверждения методических рекомендаций, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 4 настоящего постановления, утвердить административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и административный регламент исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации;

не позднее 1 января 2015 г. обеспечить возможность подачи и получения документов по вопросам лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110)

25 декабря 2015 г., 13 сентября 2018 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

2. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее — лицензирующий орган).

Пункт 3 изменен с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

3. Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 — 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Подпункт «в» изменен с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Пункт 3 дополнен подпунктом «г» с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пункт 4 изменен с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

Положение дополнено пунктом 4.1 с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

4.1. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»;

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

Это интересно:  ​Как продать квартиру в строящемся доме по переуступке прав? 2019 год

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее — техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Подпункт «з» пункта 4.1 применяется с 1 марта 2019 г.

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Положение дополнено пунктом 4.1 с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

Пункт 4.2 в редакции названного постановления применяется с 6 октября 2018 г.

4.2. При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «з» пункта 4.1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4.1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения:

а) о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) (далее — должностное лицо соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

г) об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;

д) утратил силу с 26 сентября 2018 г. — Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

С 1 мая 2015 года все управляющие компании обслуживающие многоквартирные жилые дома должны были получить лицензию. С того же времени жилищный надзор в отношении этих организаций уступил свое место лицензионному контролю.

Для того, чтобы в последующем рассказать о том, как проводится лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, расскажем сначала о том, какие лицензионные требования к ним применяются.

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие среди единоличных руководителей лицензиата лиц, которые были дисквалифицированы, или руководили управляющими организациями ранее лишенными лицензии на управление МКД;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований установленных Стандартом раскрытия информации;

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Лицензию дают юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, руководители которых не имеют должной судимости, не были дисквалифицированы, и не руководили когда то УК, которую лишили лицензии за нарушения в обслуживании домов.

Лицензиат должен соблюдать все требования Стандарта раскрытия информации, установленного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010, в том числе раскрывать все установленные данным постановлением сведения на своем сайте, на сайте Реформа ЖКХ и на информационных стендах, в соответствии с формами раскрытия информации.

Иные требования, а это собственно как раз те требования, которые касаются качества обслуживания жилого фонда. Они определены постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014г, изменения в которое были внесены постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1434.

Согласно этим документам, лицензионными требованиями к управляющим компаниям, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации:

(- предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД,

— обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания,

Это интересно:  Какие виды собственности существуют и чем они отличаются друг от друга 2019 год

— гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ.);

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации:

(-выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД,

— оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД,

— предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД,

— осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом.);

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

А вот уже эти требования в совокупности говорят о том, что управление многоквартирным жилым домом также должно соответствовать следующим нормам:

Федеральному закону №384 от 30.12.2009 г. «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений»;

Федеральному закону от №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Федеральному закону от 21.07.2014 №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;

Постановлению Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;

Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

Постановлению Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению»);

Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28 октября 2014 г. № 657/пр “Об утверждении методических рекомендаций по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, форм документов, используемые при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами”.

Послесловие: материал регулярно пополняется и обновляется.

Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию. Если вы читаете эту статью, значит вы уже прошли лицензирование и осуществляете свою деятельность по управлению МКД либо только собираетесь заняться этим вопросом.

Напоминаем, что нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.

Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Жилищного Кодекса РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г.;
  • ФЗ от №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г.;
  • ФЗ от №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 г.;
  • «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», одобренного Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 г. (о чем мы писали в одноименной статье);
  • «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.;
  • «Правил, обязательных при заключении УК, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.;
  • «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №253 от 28.03.2012 г.;
  • «Правил противопожарного режима в РФ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №30 от 25.04.2012 г.;
  • «Правил предоставления органам местного самоуправления информации поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ, и (или) оказывающими коммунальные услуги либо услуги/работы по содержанию и ремонту общего имущества жильцов в МКД», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1468 от 28.12.2012 г.;
  • «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 г.;
  • «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.;
  • «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.;
  • «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г.;
  • «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003 г.;
  • «Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖН субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России №657/пр от 28.10.2014 г.

Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:

  1. информация об осуществляемой деятельности;
  2. предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований (в помощь вам наш вебинар);
  3. принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.

Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г., под лицензионными требованиями понимают:

  • Соблюдение предписаний, указанных в ч.2 ст.162 ЖК РФ, согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
  1. предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
  2. обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
  3. гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
  • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2.ст.162 ЖК РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
  1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
  2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
  3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
  4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
  • Соблюдение предписаний, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ, включает в себя:
  1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 Жилищного Кодекса, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению, о чем мы подробнее писали в другой статье
  2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей статье)
Это интересно:  Как снять квартиру без посредников? Есть способы 2019 год

Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

С 2015 года в стране предусмотрено лицензирование управляющих компаний (статья 192 ЖК РФ). Без этого они не имеют права работать. Сначала эти органы контролировали себя самостоятельно, но правительство посчитало, что пока такая форма не приемлема, УК к этому не готовы в настоящее время. Надлежащие коррективы внесены в законодательство, а выдачей лицензий занимаются ГЖИ.

По действующему законодательству для управляющих компаний в сфере ЖКХ прописано несколько лицензионных требований:

  • эти организации обязательно регистрируются, как юридические лица или индивидуальные предприниматели;
  • у них обязательно есть инструменты управления (оборудование, нежилая площадь), чтобы удовлетворить лицензионные требования, предъявляемые к управляющим компаниям ЖКХ;
  • УК ЖКХ имеет работников, которые проводят ремонтные работы в многоквартирном доме (слесари, монтеры и т. д.);
  • нарушения и невыполненные обязательства в течение 12 месяцев перед Госжилнадзором ведут к аннулированию лицензирования;
  • компания не может быть обанкротившейся или быть на стадии ликвидации предприятия;
  • вся деятельность максимально прозрачна и понятна.

Руководящие лица также соответствуют определенным требованиям:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • управляющий УК работает только на постоянной основе;
  • руководители не подвергались судебному преследованию.

Для того чтобы получить лицензию, понадобится в региональный офис Госжилнадзора передать следующие бумаги:

  • свидетельства о госрегистрации юрлица или ИП;
  • ИНН;
  • устав компании;
  • выписку из ЕГРЮЛ (можно ксерокопию);
  • постановление организаторов о создании компании;
  • распоряжение о назначении руководящего лица;
  • документ о владении нежилыми помещениями;
  • ксерокопии дипломов и трудовых книжек всех работников организации;
  • техпаспорта и правоустанавливающие бумаги на оборудование;
  • свидетельство об окончании курсов повышения квалификации организатора компании.

Все ксерокопии заверяет нотариус, а внутренние бумаги – руководитель УК.

Для выдачи разрешения требования для управляющей компании предусмотрен экзамен. Все вопросы утверждены действующим правительством, и прошедшие испытание получают аттестат квалификации и лицензию без срока, которую оформляют в тридцатидневный срок. За нее придется заплатить управляющей компании в сфере ЖКХ 30 тыс. рублей. К управлению допускаются только резиденты России.

На испытании проверяются знания жилищного законодательства, основ предпринимательской деятельности, направленной на управление многоэтажным жилым зданием. Для этого руководитель подает заявку в местный Госжилнадзор и Лицензионную комиссию. Это необходимо делать персонально с паспортом.

На экзамене придется отвечать на вопросы, которые введены в компьютерную программу. Поэтому тестирование максимально объективно. Вопросов всего 200, ответить же нужно на 100. Они сложные, требуют углубленных познаний в сфере ЖКХ.

За два часа нужно набрать 86 баллов, после чего через некоторое время выдадут аттестат, который действует 5 лет.

Получить ее можно в двух организациях, которые выдают разрешение на деятельность по руководству многоквартирных домов и их обслуживанию. Это Госжилнадзор и местная Лицензионная комиссия по управлению многоквартирными домами. Все собранные бумаги подают в Госжилнадзор, который проанализирует полученные документы, а затем, приняв решение, перенаправит заключение в Лицензионную комиссию. При положительном решении последняя выдает лицензию управляющей компании ЖКХ, подтверждающую правомочность деятельности.

От экзаменов и получении лицензии освобождают:

  1. ТСЖ, которые организовали владельцы квартир одного или нескольких многоэтажных зданий.
  2. ЖК или потребительские кооперативы, которые организованы в одном многоэтажном доме.

Но даже и при решении о лишении лицензии, владельцы квартир в 60-дневный срок принимают решение о том, кто дальше будет управлять многоквартирным домом. Это может быть организация, которая до этого осуществляла подобную деятельность. В трехдневный период такое заключение отправляют в Госжилнадзор, который утверждает или отклоняет это решение.

Но это не самое обидное, что может произойти с многоквартирным домом. Также лицензию может отобрать Лицензионная комиссия на основании решения суда, в который подает на управляющую компанию Гсжилнадзор после многократных нарушений содержания и обслуживания многоквартирных домов. После этого лицензию аннулируют.

Лицензионная комиссия может подавать в судебные инстанции претензии об исключении из перечня лицензий субъекта страны данных о многоэтажных помещениях, чья площадь объединяет 15 или больше процентов общей площади зданий, которыми управляла УК.

В законодательстве оговариваются суммы штрафных санкций за невыполнение обязательств, по которым должны управляться многоквартирные дома. Если жилым зданием занимается без лицензии управляющая компания, то за это она выплатит довольно большой размер штрафа.

Руководители отдадут от 50 до 100 тыс. рублей либо их отстранят от работы на три года, а ИП заплатят больше – от 150 до 250 тыс. рублей, а дисквалифицируют их на такой же срок. Юридические лица также должны будут внести в государственную казну от 150 до 250 тыс. рублей.

Помимо этого, члены лицензионной комиссии также понесут наказание по КоАП. Например, при безосновательном решении о выдаче или, наоборот, отказе в разрешении по лицензированию на деятельность по обслуживанию и содержанию многоэтажного жилого здания они все будут выплачивать штраф в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

Можно сказать, что после введения в действие поправок в законодательство по многоквартирным домам качество оказываемых услуг оказалось прежним, но в некоторых случаях улучшилось. Главное, что подразумевалось при принятии этого закона – это сохранить на рынке оказания услуг ЖКХ только добросовестных и профессиональных организаций, которые имеют соответствующую квалификацию.

Да, это усложнило жизнь и деятельность компаний, которые работали откровенно плохо, за что не получали никаких наказаний. Сегодня владельцы квартир сами решают, какой формой управления лучше руководить многоэтажными жилыми зданиями и кого оставлять на подобных должностях. Но для этого нужно действовать и продвигать свои интересы. Если есть малейшее нарушение, то стоит жаловаться в соответствующие органы, быть активным и помнить, что под лежачий камень вода не течет.

Но, все же, самая большая ответственность при этом ложится на органы Госжилнадзора, которые и занимаются прямой работой по изъятию и выдаче лицензий, а также ведут лицензионный контроль над разрешениями на обслуживание и содержание.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, nkgkh.ru, roskvartal.ru, ozhkh.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий