Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями 2019 год

Вступил в силу закон, позволяющий населению переходить на непосредственные расчеты с поставщиками коммунальных ресурсов. Принятие закона о “прямых” договорах инициировало министерство строительства и ЖКХ России. Управляющие компании новшество не испугало, хотя они могут лишиться большого объема финансовых средств.

Мониторинг минстроя РФ показал, что долги управляющих компаний перед поставщиками ресурсов, в основном электроэнергии и тепла, исчисляются миллиардами рублей и продолжают расти. При этом жильцы в большинстве своем платят исправно.

То есть часть средств оседает где-то в УК. Федеральный закон № 59 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” был подписан года. “Он будет способствовать оздоровлению рынка управления жильем, исключив мотивацию недобросовестных управляющих компаний “управлять” чужими деньгами, а не домами”, – так прокомментировал ситуацию глава минстроя Михаил Мень.

Закон дает возможность собственникам жилья заключать договоры напрямую с поставщиками воды, электричества, газа и отопления. Таким же образом можно заключать договоры на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Из цепочки исключаются посредники – управляющие компании и ТСЖ.

Однако процедура регламентирована, чтобы не ущемлять их права. Предусмотрено два способа. В первом случае ресурсоснабжающая организация (РСО) вправе расторгнуть договоры с управляющими организациями в одностороннем порядке – если те имеют задолженность в размере равном или превышающем два среднемесячных платежа. Второй способ: принятие решения на собрании собственников жилья.

– Основная цель закона – минимизация неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, – говорит и. о. главы госжилинспекции Орловской области Татьяна Горбашева. – Договоры будут заключаться РСО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по типовой форме.

Какой из способов более простой и эффективный, пока судить рано. Однако уже можно сказать, что первыми активность проявили РСО, а не жильцы, которые, возможно, пока и не знают о новшестве. А у поставщиков на руках имеется статистика. Как рассказали в орловском энергосбыте, на 1 марта задолженность свыше двух месяцев за поставки электроэнергии имели 47 управляющих организаций. Их общий долг превысил 66,5 миллиона рублей. Они потенциально подпадают под действие нового федерального закона.

Поставщик имеет право в одностороннем порядке разорвать с ними отношения и взимать плату напрямую с потребителей. “С учетом низкой платежной дисциплины управляющих организаций мы заинтересованы в переходе на прямые договоры с жителями многоквартирных домов”, – сообщили в энергосбытовой компании.

Нет. Как объяснили «Облгазете» в департаменте Госжилстройнадзора области, расчёт по прямым договорам возможен в трёх случаях. Первый — по решению собственников жилых помещений. Второй — если УК или ТСЖ в течение двух расчётных месяцев не производят оплату в адрес ресурсоснабжающей организации. В этом случае РСО может в одностороннем порядке направить уведомление о расторжении действующего договора.

Третий случай — если собственники квартир и домов уже рассчитываются с РСО напрямую — такой порядок работы уже действует в ряде небольших муниципалитетов Среднего Урала.

Пока управляющие компании получают лишь предупреждения. РСО напоминают им о праве разорвать договоры и предлагают начать погашение долгов. Это должно дисциплинировать законопослушные компании, которые хотят остаться на рынке и сохранить посреднические функции в приеме платежей. Они не могли не знать о том, что закон вступит в действие. Значит, должны были искать деньги.

Однако статистика – вещь упрямая. Если она о чем-то и говорит, так это о том, что УК, наоборот, долги начали наращивать. Поставщикам передают все меньше платежей, не исключено, что в надежде сорвать последний куш. По данным энергосбыта, с начала года задолженность всех управляющих организаций области выросла на 22,6 миллиона рублей и превысила 147 миллионов.

– Есть примеры, когда они используют преступные схемы, – поясняет директор по реализации электроэнергии и мощности Александр Москвитин. – Так, летом 2017 года облсуд приговорил к двум годам и четырем месяцам условного заключения директора сразу двух управляющих компаний.

Было доказано, что топ-менеджер на протяжении нескольких лет намеренно не перечислял полученные за электроэнергию от жителей средства на счет энергосбыта. Он заявил, что тратил их на нужды своих предприятий. Но это не оправдание. Энергетики-то недосчитались более 12 миллионов рублей. Относительно мягкий приговор не стал показательным уроком для других УК. И даже для самого осужденного не пошел впрок. Сейчас он возглавляет уже третью по счету управляющую компанию.

В энегосбыте говорят, что ее задолженность за электроэнергию накапливается уже свыше девяти месяцев и достигла почти 900 тысяч рублей.

Чуть лучше отношения с УК складываются у тепловиков. Общая сумма долга потребителей за услуги ТЭЦ составляет 375 миллионов рублей. Из них более 235 миллионов приходится на жителей Орла и Ливен. Долги юридических лиц составляют 140 миллионов. Из них доля управляющих компаний – 11 миллионов, то есть менее 10 процентов. Кстати, 75 миллионов задолжали бюджетные учреждения.

Решение общего собрания собственников жилья перейти на прямые договоры не означает, что они сразу начнут действовать

– Образовавшаяся дебиторская задолженность вынуждает нас активно вести претензионную работу, – рассказывает управляющий директор филиала теплоэнергетической компании Сергей Филатов. – Своевременная оплата имеет большое значение для реализации программы ремонта, от которой зависит надежность тепло- и горячего водоснабжения потребителей.

По его словам, на рассмотрении судов находятся иски к юрлицам более чем на 30 миллионов рублей. К простым гражданам подано около 700 исков. Компания пока не разрывала договоры в одностороннем порядке. Но тоже не исключает того, что скоро придется этим заняться.

Если собственники жилых помещений хотят исключить УК из цепи, они должны принять это решение на общем собрании жильцов. В протоколе с общего собрания необходимо указать, о каких именно услугах идёт речь (о горячем и холодном водоснабжении, водоотведении, электро- и газоснабжении, отоплении, а также о вывозе и утилизации твёрдых коммунальных отходов). Кстати, можно выбрать все, а можно — только некоторые услуги из списка.

Копию решения общего собрания жильцов необходимо направить в РСО, о решении жильцов также необходимо известить УК. Датой заключения договора с РСО считается дата проведения общего собрания жильцов. Однако при необходимости ресурсоснабжающая организация вправе отложить эту дату ещё на три месяца — об этом жильцов в обязательном порядке уведомляют.

Если вдруг после заключения договора с РСО потребителям услуг пришли квитанции управляющей компании, и граждане заплатили в пользу УК — считается, что обязанность перед РСО исполнена, и ресурсоснабжающая организация самостоятельно взыщет деньги с УК.

УК имеют свой взгляд на проблему неплатежей. По их мнению, вина отчасти лежит на механизме внесения платы жильцами. Сроки не синхронизированы. По закону управляющие организации обязаны не позднее 15-го числа оплатить РСО стоимость всего ресурса, потребленного в прошедшем месяце. Но сама УК плату с жильцов получит позже.

– При просрочке оплаты уже со следующего дня начисляются пени, – поясняет юрист одной из УК Алексей Брунелевский. – То есть даже при добросовестном отношении абсолютно всех жителей к исполнению обязанности по оплате электроэнергии, а такое в принципе невозможно, у управляющей организации возникают убытки.

С этой точки зрения акцент смещается на проблему долгов населения перед управляющими компаниями, а не перед РСО. Коммунальщики видят выход во внесении изменений в законодательство. По их мнению, сроки надо установить так, чтобы УК имела возможность собрать платежи с населения, а затем перечислить их поставщикам. Предыдущие поправки в ЖК РФ проблему не решили.

К слову, управленцы тоже ссылаются на судебную практику. Как рассказали в группе компаний, объединяющей более десятка УК, за последние восемь месяцев областной арбитраж принял около 30 исков электроэнергетиков более чем на 41 миллион рублей. И ни по одному не взыскал ни копейки. Требования либо оставались без удовлетворения, либо энергетики отзывали иски.

– РСО говорят о желании получать деньги напрямую, однако они не заинтересованы в исчезновении посредников, – считает региональный уполномоченный по правам человека Александр Лабейкин. – Ведь ответственность по обязательствам потребителей-должников несут именно УК и ТСЖ. На практике выходит, что бы ни случилось – всегда “виноваты коммунальщики”.

Логика подсказывает, что РСО проще и удобнее судиться за долги с управляющими организациями. Меньше надо подавать исков, следовательно, меньше затрат времени и финансов. При переходе на прямые расчеты судиться за долги придется с каждым собственником отдельно. Вероятно, это один из факторов, который сдерживает РСО.

Это интересно:  Плохие жилищные условия - семей, 2019 год

– Жители жалуются на неправильно начисленные платежи и в целом на высокую плату, а происходит это на фоне просьб о повышении тарифов, – продолжает Александр Лабейкин. – Поэтому в глазах жильцов формируется негативный образ управляющих организаций, а это множит неплатежи и порождает недоверие к их информации.

Похоже, пока никто не спешит воспользоваться новым законом. К тому же он оставляет РСО место для маневра. Например, если общее собрание собственников жилья решит перейти на прямые договоры, то это еще не означает, что все произойдет немедленно. Хотя жильцам можно даже не заключать эти самые договоры, РСО сделает все автоматически по типовой форме.

Дело в том, что срок перехода может быть перенесен по решению ресурсоснабжающей организации, правда, не более чем на три месяца. За это время стороны могут провести переговоры. Возможно, УК “одумается” и начнет платить, а РСО и жильцы откажутся от перехода. Но может произойти иначе – УК не будет платить еще три месяца, а РСО посмотрит на это сквозь пальцы, чтобы затем подать в суд более крупный иск.

Расчёты с потребителями будут вести сами РСО, поэтому вместо единой квитанции может приходить сразу несколько платёжек. Однако ресурсоснабжающие организации могут принять решение объединиться и заключить договор с агентом, который будет присылать потребителям единый платёжный документ.

После перехода на прямые договоры у ресурсников будет возможность продемонстрировать, как работает их система взаимодействия с потребителями. У того же ЭнергоСбыт Плюс, к примеру, работа с абонентами налажена — есть и личный кабинет на сайте организации, и call-центры всегда доступны, и в 73 муниципальных образованиях есть офисы.

В компании «Облгазете» рассказали, что в некоторых муниципалитетах они даже расширяются — в прошлом году увеличили количество окон для обращения в Нижней Туре, а сейчас ищут возможность для расширения в Берёзовском отделении. Но у ряда ресурсоснабжающих предприятий нет даже многоканального номера. Вполне вероятно, если жители начнут активно заключать прямые договоры, ресурсникам, в свою очередь, придётся усиленно поработать над количеством и качеством путей взаимодействия со своими потребителями.

Концепция «исполнителя коммунальных услуг», утверждённая жилищным законодательством России, постоянно критикуется экспертами сферы ЖКХ, а в последнее время критика этой концепции слышна и из уст непосредственно её утвердивших депутатов Государственной Думы РФ. Существующая схема предоставления и оплаты коммунальных услуг предусматривает поставку некого коммунального ресурса от ресурсоснабжающей организации к исполнителю коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК), потом этот «коммунальный ресурс» на некой границе зон эксплуатационной ответственности загадочным образом превращается в «коммунальную услугу», которая исполнителем оказывается потребителю. Соответственно, оплата предоставленной услуги поступает от потребителя к исполнителю, а от исполнителя (уже в качестве оплаты коммунального ресурса) в РСО. Сложившаяся система двух различных правоотношений («РСО – исполнитель КУ» и «исполнитель КУ – потребитель КУ») не всегда устраивает самих участников этих правоотношений.

Чего хотят РСО?

В рамках утверждённой законодательством концепции РСО поставляет исполнителю КУ коммунальный ресурс и предъявляет к оплате стоимость этого ресурса. При этом исполнитель, оказывающий коммунальную услугу потребителю, несёт ответственность за качество этой услуги, осуществляет учёт объёмов потребления, производит перерасчёты, для чего принимает от потребителей соответствующие документы, ведёт претензионную работу с должниками – и несёт соответствующие издержки на все эти работы. При этом тарифы на коммунальные услуги равны тарифам на соответствующие коммунальные ресурсы, т.е. РСО получает доход в виде стоимости поставленного ресурса, и не несёт издержек, связанных с предоставлением коммунальных услуг. Казалось бы, очень даже хорошая для РСО схема – не надо работать с каждым конкретным потребителем, вести соответствующую бухгалтерию, «выбивать» деньги с должников.

Но возникает другая проблема. Исполнитель коммунальных услуг в подавляющем числе случаев не может в полном объёме оплатить полученный от РСО коммунальный ресурс.

Во-первых, как никогда остро стоит проблема неплатежей потребителей жилищно-коммунальных услуг. Причина и в низком уровне доходов населения при высокой стоимости ЖКУ, и в «протестных» неплатежах, вызванных как низким качеством услуг, так и устоявшимся общественным мнением о повальной недобросовестности всех исполнителей КУ.

Во-вторых (отчасти это последствия первой причины), исполнитель КУ полученные за коммунальные услуги денежные средства часто использует для собственных нужд, компенсации собственных расходов, покрытия собственных издержек. Необходимо учесть, что потребители-неплательщики имеют задолженности не только за коммунальные услуги, но и за жилищные, а стоимость именно жилищных услуг является доходом исполнителя КУ. При этом стоимость жилищных услуг устанавливается самими потребителями, и в подавляющем числе случаев тариф установлен в размере, обеспечивающим работу исполнителя с минимальной рентабельностью, а то и вообще не покрывающим издержек исполнителя. Низкий тариф и задолженности потребителей приводят к необходимости для исполнителя КУ использовать для собственных нужд любые денежные средства, находящиеся на расчётных счетах организации, в том числе средства, предназначенные для оплаты коммунальных ресурсов.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что РСО пытаются найти такую схему работы, при которой исполнитель КУ работает с конечными потребителями, несёт ответственность за качество услуг, ведёт претензионную работу, но при этом денежные средства от потребителей поступают напрямую в РСО, минуя «ненадёжные» расчётные счета исполнителей КУ. И, надо сказать, ряд таких схем жилищным законодательством предусмотрено.

Прямые платежи

В случае, если общим собранием собственников помещений МКД избран способ управления управляющей организацией, либо ТСЖ, либо ЖСК или иным специализированным жилищным кооперативом и избрана конкретная организация, осуществляющая управление домом, такая организация становится исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель заключает с собственниками помещений дома договоры управления, предусматривающие в числе прочего предоставление коммунальных услуг, а с РСО заключает договоры ресурсоснабжения для целей оказания коммунальных услуг.

Согласно договору управления исполнитель коммунальных услуг предоставляет эти самые услуги и предъявляет к оплате потребителям их стоимость, т.е. получает денежные средства на свой расчётный счёт.

Однако, части 6.3 и 7.1 ст.155 ЖК РФ устанавливают, что общим собранием собственников помещений МКД (или общим собранием членов ТСЖ, ЖСК) может быть установлена возможность внесения оплаты за коммунальные услуг непосредственно в РСО. В этом случае внесение собственниками платы за коммунальные услуги напрямую в РСО считается выполнением своих обязательств по оплате коммунальных услуг. При этом никаких договоров между потребителями и РСО не заключается, оплата производится на основании договора управления, заключенного между исполнителем КУ и потребителями, исполнитель КУ продолжает нести ответственность за качество коммунальных услуг и не освобождается от обязанности ведения претензионной работы с должниками.

Это первый способ оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО.

Второй способ предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. N124 (далее – Правила N124).

Согласно п.26 Правил N124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрена уступка от исполнителя коммунальной услуги к ресурсоснабжающей организации права требования задолженности потребителей в соответствии со ст.382 ГК РФ.

В этом случае никакого дополнительного согласия собственников не требуется, никаких дополнительных договоров между РСО и потребителями не заключается, РСО выставляет собственникам счета на оплату КУ, ведёт с ними претензионную работу по задолженностям и т.п. Исполнитель КУ при этом продолжает нести ответственность за качество услуг, но решение вопросов финансовых расчётов за эти услуги передаёт РСО.

Помимо двух приведённых случаев, при которых договорные отношения между РСО и потребителями отсутствуют, все платежи вносятся потребителями КУ непосредственно в РСО в случае наличия прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между потребителями и РСО.

Однако, необходимо знать, что далеко не всегда такие прямые договоры правомерны.

Прямые договоры

Не будем долго расписывать случаи правомерности заключения прямых договоров между РСО и потребителями КУ, а просто приведём исчерпывающий перечень таких случаев:

1. Заключение договора с собственником индивидуального жилого дома.

2. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае выбора общим собранием собственников непосредственного управления.

3. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае, если договоры управления собственников с ранее действующим исполнителем КУ (УО, ТСЖ, ЖСК) не действуют (истёк срок действия, расторгнуты по тем или иным причинам), а договор управления с иным исполнителем КУ не заключен (не выбран или не реализован способ управления, не выбрана организация, управляющая домом, либо выбрана с ещё не наступившей даты и т.п.).

Это интересно:  Незаконная перепланировка квартиры, куда жаловаться на соседей 2019 год

4. Заключение договоров с собственниками нежилых помещений МКД.

5. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае, если задолженность исполнителя КУ перед РСО превысила стоимость потребления коммунального ресурса за три месяца.

Иных случаев заключения прямых договоров на предоставление КУ между РСО и потребителем КУ законодательством не предусмотрено.

Необходимо обратить особое внимание, что при наличии исполнителя коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) и отсутствии трёхмесячной задолженности этого исполнителя перед РСО, заключение прямых договоров между РСО и собственниками жилых помещений МКД не основано на законе. Наличие такого договора свидетельствует о том, что имеет место один из ранее перечисленных случаев – либо исполнитель имеет трёхмесячную задолженность (а в «условиях задачи» указано, что это не так!), либо собственники помещений избрали непосредственное управление (а мы рассматриваем случай реализации способа управления УО, ТСЖ или ЖСК). Такой договор подразумевает наличие у РСО обязанностей исполнителя КУ, т.е. содержание и ремонт внутридомовых сетей, обеспечивающих предоставление соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений. Но, во-первых, сами РСО обычно не планируют исполнять такие обязанности, во-вторых, при наличии избранного общим собранием исполнителя КУ его функции не могут быть переданы РСО. Таким образом, в рассматриваемом случае прямой договор между РСО и собственниками жилых помещений МКД является ничтожным, и любой суд это признает.

Подведём итог наших рассуждений.

Прямые платежи собственников помещений в РСО возможны:

1. От собственников жилых домов, на основании договора с РСО. Основания: часть 9 ст.155 ЖК РФ, подп. «в» п.17 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых ПП РФ от 06.05.2011 г. N354 (далее – Правила N354).

2. От собственников нежилых помещений МКД. Основание: п.18 Правил N354.

3. От собственников жилых помещений МКД в случаях:

3.1. При непосредственном управлении МКД. В этом случае РСО является исполнителем КУ, между РСО и собственниками заключаются договоры предоставления коммунальных услуг. Основания: часть 8 ст.155 ЖК РФ, подп. «а» п.17 Правил N354.

3.2. При управлении домом УО, ТСЖ, ЖСК, если общее собрание собственников помещений МКД приняло соответствующее решение. Договор между РСО и собственниками не заключается, могут вноситься изменения в договор управления. Основания: части 6.3 и 7.1 ст.155 ЖК РФ.

3.3. При переуступке права требования от исполнителя КУ к РСО. Вносятся соответствующие изменения в договор ресурсоснабжения, заключенный между РСО и исполнителем КУ, согласия потребителей не требуется, договоры между РСО и собственниками помещений не заключаются. Основания: п.26 Правил N124, ст.382 ГК РФ.

3.4. Если договоры управления собственников с ранее действующим исполнителем КУ (УО, ТСЖ, ЖСК) не действуют (истёк срок действия, расторгнуты по тем или иным причинам), а договор управления с иным исполнителем КУ не заключен (не выбран или не реализован способ управления, не выбрана организация, управляющая домом, либо выбрана с ещё не наступившей даты и т.п.). Основание: подп. «б» п.17 Правил N354.

3.5. Если задолженность исполнителя КУ перед РСО превысила стоимость потребления коммунального ресурса за три месяца. Основание: подп. «а» п.30 Правил N124.

Иных случаев прямых платежей собственников помещений МКД в РСО и заключения прямых договоров действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Центр дистанционного обучения АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
пройти предаттестационную подготовку , в ходе которой
экспертом будут подробно разъяснены все утверждённые вопросы
квалификационного экзамена
с указанием верных ответов
и ссылками на положения законодательства,
регламентирующие рассматриваемые вопросы.
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».

___________________________________________________________________

Собственники квартир начиная с 2018 года вправе рассчитывать на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив услуги посредника, которым зачастую является управляющая компания. По недавно принятому закону, владельцы недвижимости в многоквартирном доме могут решить данный вопрос посредством проведения общего собрания.

Президент РФ в конце марта 2018 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.
Жильцы многоквартирных домов регулярно получали от УК квитанции на оплату предоставляемых услуг и ресурсов, при этом часть средств тратилась на оплату работы посредника. По факту, управляющая компания не имеет никакого отношения к поставке газа, электроэнергии и водоснабжения. Гражданам нет смысла переплачивать, актуальней заключить отдельные договора с каждой организацией и оплачивать квитанции отдельно.
Во многом внедрение нововведений связаны с работой недобросовестных управляющих компаний, которые присваивали вверенные им средства, не передавая их в РСО. Собственники квартир ежемесячно оплачивали квитанции, не подозревая о том, что их деньги используются не по назначению. Решить этот вопрос позволило введение нового постановления.
Толчком для принятия нового закона стало несколько крупных скандалов с управляющими компаниями, уличенными в нецелевом использовании средств в крупных размерах, подлежащих выплате поставщикам услуг.
Когда управляющая компания использует средства, подлежащие передаче ресурсоснабжающей организации, на свои нужды, происходит накопление долга. Прежде всего он затронет собственников жилья. С одной стороны они обмануты руководством УК, с другой – имеют задолженность перед РСО. Поскольку последняя заключает договор с управляющей компанией, то и спрос должен быть с нее. Однако, долги могут негативно сказаться и на простых жильцах. К примеру, возможно отключение электроэнергии на лифтах и в подъездах. Чтобы не столкнуться с подобным, собственники общедомового имущества, со своей стороны, также должны контролировать деятельность управляющей компании. В этом году, они могут решить вопрос кардинально, заключив договор напрямую с РСО.

Во многих регионах РФ прямой расчет с РСО осуществлялся напрямую уже несколько лет. Однако, в некоторых субъектах, предусматривалось обязательное посредничество УК.

Основные моменты нового закона кроются в следующем:

  • Собственники вправе самостоятельно определять способ расчета с РСО: через УК или напрямую.
  • Владельцы квартир могут заключать индивидуальные договора с поставщиками услуг.
  • Снять с управляющих компаний несвойственные для них функции, дав возможность повысить уровень предоставления основных услуг.

Как будет реализован вновь принятый закон на практике пока еще не известно. Если раньше собственники квартир видели в квитанциях на квартплату отдельную строчку на содержание общедомового имущества, сейчас она полностью аннулируется. Все поставленные ресурсы будут включены в квитанцию от РСО. К примеру, в оплату за электроэнергию предусмотрено включение не только основного расхода ресурса на квартиру, но и часть затрат на освещение в подъезде.

Собственники имущества многоквартирного дома вправе пойти одним из двух путей:

  1. Отказаться от услуг управляющей компании и заключить договора с ресурсоснабжающими организациями.
  2. Продолжить оплачивать счета через управляющую компанию.

Это значит, что владельцам квартир предоставляется возможность решить самостоятельно как им будет удобно оплачивать счета.

Если собственники решат воспользоваться вновь принятым законом, им необходимо:

  • Принять соответствующее решение на общем собрании жильцов дома.
  • Прекратить договорные отношения с управляющей компанией.

Заключить отдельные договора с ресурсоснабжающими организациями.
Как будет осуществляться расчет по новым договорам и какие условия ими предусмотрены, сказать сейчас достаточно сложно. Минстрой уверяет, что типовые формы контрактов практически подготовлены. В ближайшее время граждане смогут ознакомиться с их текстом.
В новой форме договора должны быть обозначены основные моменты учета количества израсходованных ресурсов. Сделать это возможно исходя из показаний индивидуальных приборов учета или региональных нормативов. Насколько оправдает себя вновь принятый закон, станет известно уже в ближайшие года.

Для принятия решения о переходе на прямой расчет с ресурсоснабжающей организацией потребуется более половины голосов собственников жилья. Проводить собрание разрешено очно или заочно, по желанию инициативной группы.
Если часть жильцов не посчитает нужным придти на собрание, принять решение можно без них, при условии присутствия половины собственников. Опротестовать переход на прямой расчет недовольные стороны вправе в судебном порядке.

В заключении напомним, что с апреля 2018га собственники имущества многоквартирного дома вправе разорвать договор на оплату ресурсов с управляющей компанией, заключив соглашение напрямую с поставщиками. Это позволит упростить работу УК, ликвидировав посреднические функции. Для владельцев квартир переход на прямой расчет также будет выгоден, поскольку они смогут быть уверены в том, что уплаченные средства дойдут до получателя в полном объеме и не будут использованы на нецелевые нужды.

Это интересно:  Законность владения постройкой или зачем нужна домовая книга на частный дом? 2019 год

Мониторинг минстроя РФ показал, что долги управляющих компаний перед поставщиками ресурсов, в основном электроэнергии и тепла, исчисляются миллиардами рублей и продолжают расти. При этом жильцы в большинстве своем платят исправно. То есть часть средств оседает где-то в УК. Федеральный закон № 59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» был подписан 3 апреля 2018 года. «Он будет способствовать оздоровлению рынка управления жильем, исключив мотивацию недобросовестных управляющих компаний «управлять» чужими деньгами, а не домами», — так прокомментировал ситуацию глава минстроя Михаил Мень.

Закон дает возможность собственникам жилья заключать договоры напрямую с поставщиками воды, электричества, газа и отопления. Таким же образом можно заключать договоры на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Из цепочки исключаются посредники — управляющие компании и ТСЖ. Однако процедура регламентирована, чтобы не ущемлять их права. Предусмотрено два способа. В первом случае ресурсоснабжающая организация (РСО) вправе расторгнуть договоры с управляющими организациями в одностороннем порядке — если те имеют задолженность в размере равном или превышающем два среднемесячных платежа. Второй способ: принятие решения на собрании собственников жилья.

— Основная цель закона — минимизация неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, — говорит и. о. главы госжилинспекции Орловской области Татьяна Горбашева. — Договоры будут заключаться РСО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по типовой форме.

Какой из способов более простой и эффективный, пока судить рано. Однако уже можно сказать, что первыми активность проявили РСО, а не жильцы, которые, возможно, пока и не знают о новшестве. А у поставщиков на руках имеется статистика. Как рассказали в орловском энергосбыте, на 1 марта задолженность свыше двух месяцев за поставки электроэнергии имели 47 управляющих организаций. Их общий долг превысил 66,5 миллиона рублей. Они потенциально подпадают под действие нового федерального закона. Поставщик имеет право в одностороннем порядке разорвать с ними отношения и взимать плату напрямую с потребителей. «С учетом низкой платежной дисциплины управляющих организаций мы заинтересованы в переходе на прямые договоры с жителями многоквартирных домов», — сообщили в энергосбытовой компании.

Пока управляющие компании получают лишь предупреждения. РСО напоминают им о праве разорвать договоры и предлагают начать погашение долгов. Это должно дисциплинировать законопослушные компании, которые хотят остаться на рынке и сохранить посреднические функции в приеме платежей. Они не могли не знать о том, что закон вступит в действие. Значит, должны были искать деньги.

Однако статистика — вещь упрямая. Если она о чем-то и говорит, так это о том, что УК, наоборот, долги начали наращивать. Поставщикам передают все меньше платежей, не исключено, что в надежде сорвать последний куш. По данным энергосбыта, с начала года задолженность всех управляющих организаций области выросла на 22,6 миллиона рублей и превысила 147 миллионов.

— Есть примеры, когда они используют преступные схемы, — поясняет директор по реализации электроэнергии и мощности Александр Москвитин. — Так, летом 2017 года облсуд приговорил к двум годам и четырем месяцам условного заключения директора сразу двух управляющих компаний.

Было доказано, что топ-менеджер на протяжении нескольких лет намеренно не перечислял полученные за электроэнергию от жителей средства на счет энергосбыта. Он заявил, что тратил их на нужды своих предприятий. Но это не оправдание. Энергетики-то недосчитались более 12 миллионов рублей. Относительно мягкий приговор не стал показательным уроком для других УК. И даже для самого осужденного не пошел впрок. Сейчас он возглавляет уже третью по счету управляющую компанию. В энегосбыте говорят, что ее задолженность за электроэнергию накапливается уже свыше девяти месяцев и достигла почти 900 тысяч рублей.

Чуть лучше отношения с УК складываются у тепловиков. Общая сумма долга потребителей за услуги ТЭЦ составляет 375 миллионов рублей. Из них более 235 миллионов приходится на жителей Орла и Ливен. Долги юридических лиц составляют 140 миллионов. Из них доля управляющих компаний — 11 миллионов, то есть менее 10 процентов. Кстати, 75 миллионов задолжали бюджетные учреждения.

— Образовавшаяся дебиторская задолженность вынуждает нас активно вести претензионную работу, — рассказывает управляющий директор филиала теплоэнергетической компании Сергей Филатов. — Своевременная оплата имеет большое значение для реализации программы ремонта, от которой зависит надежность тепло- и горячего водоснабжения потребителей.

По его словам, на рассмотрении судов находятся иски к юрлицам более чем на 30 миллионов рублей. К простым гражданам подано около 700 исков. Компания пока не разрывала договоры в одностороннем порядке. Но тоже не исключает того, что скоро придется этим заняться.

УК имеют свой взгляд на проблему неплатежей. По их мнению, вина отчасти лежит на механизме внесения платы жильцами. Сроки не синхронизированы. По закону управляющие организации обязаны не позднее 15-го числа оплатить РСО стоимость всего ресурса, потребленного в прошедшем месяце. Но сама УК плату с жильцов получит позже.

— При просрочке оплаты уже со следующего дня начисляются пени, — поясняет юрист одной из УК Алексей Брунелевский. — То есть даже при добросовестном отношении абсолютно всех жителей к исполнению обязанности по оплате электроэнергии, а такое в принципе невозможно, у управляющей организации возникают убытки.

С этой точки зрения акцент смещается на проблему долгов населения перед управляющими компаниями, а не перед РСО. Коммунальщики видят выход во внесении изменений в законодательство. По их мнению, сроки надо установить так, чтобы УК имела возможность собрать платежи с населения, а затем перечислить их поставщикам. Предыдущие поправки в ЖК РФ проблему не решили.

К слову, управленцы тоже ссылаются на судебную практику. Как рассказали в группе компаний, объединяющей более десятка УК, за последние восемь месяцев областной арбитраж принял около 30 исков электроэнергетиков более чем на 41 миллион рублей. И ни по одному не взыскал ни копейки. Требования либо оставались без удовлетворения, либо энергетики отзывали иски.

— РСО говорят о желании получать деньги напрямую, однако они не заинтересованы в исчезновении посредников, — считает региональный уполномоченный по правам человека Александр Лабейкин. — Ведь ответственность по обязательствам потребителей-должников несут именно УК и ТСЖ. На практике выходит, что бы ни случилось — всегда «виноваты коммунальщики».

Логика подсказывает, что РСО проще и удобнее судиться за долги с управляющими организациями. Меньше надо подавать исков, следовательно, меньше затрат времени и финансов. При переходе на прямые расчеты судиться за долги придется с каждым собственником отдельно. Вероятно, это один из факторов, который сдерживает РСО.

— Жители жалуются на неправильно начисленные платежи и в целом на высокую плату, а происходит это на фоне просьб о повышении тарифов, — продолжает Александр Лабейкин. — Поэтому в глазах жильцов формируется негативный образ управляющих организаций, а это множит неплатежи и порождает недоверие к их информации.

Похоже, пока никто не спешит воспользоваться новым законом. К тому же он оставляет РСО место для маневра. Например, если общее собрание собственников жилья решит перейти на прямые договоры, то это еще не означает, что все произойдет немедленно. Хотя жильцам можно даже не заключать эти самые договоры, РСО сделает все автоматически по типовой форме.

Дело в том, что срок перехода может быть перенесен по решению ресурсоснабжающей организации, правда, не более чем на три месяца. За это время стороны могут провести переговоры. Возможно, УК «одумается» и начнет платить, а РСО и жильцы откажутся от перехода. Но может произойти иначе — УК не будет платить еще три месяца, а РСО посмотрит на это сквозь пальцы, чтобы затем подать в суд более крупный иск.

Статья написана по материалам сайтов: vseodome.club, acato.ru, prosadidom.ru, rg.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий