Территориальное зонирование земель населенных пунктов 2019 год

Главная » Земля » Зонирование земель населенных пунктов

Чтобы знать, как правильно использовать и применять земельные участки, необходимо провести зонирование территории. Состав земель, которые расположены в пределах поселения или муниципального образования и находятся в определенных административных зонах, которые можно получить путем проведения градостроительного зонирования местности.

Чтобы провести разграничение целевого назначения и режима правового использования участков земельного массива, необходимо осуществить процедуру территориального зонирования. Процесс этот необходимо проводить исключительно в соответствии с запланированным развитием территории поселения.

Основания и правила зонирования территории поселений определяются Правительством России.

Предложенные варианты развития земель поселений опираются на утвержденные планы зонирования территории, которые принимаются решением местной администрации или распоряжением уполномоченного государственного органа.

Существуют зоны для осуществления жилищного строительства, в пределах которых осуществляется застройка жилыми помещениями разной этажности, культурными комплексами или объектами, бытовыми зданиями, сооружениями другого назначения.

С учетом норм и правил регламента градостроительного характера, жилые зоны предназначаются для следующих типов помещений:

  • Строительства индивидуального жилья для населения указанного муниципального образования;
  • Для возведения малоэтажного жилья;
  • Для строительства жилых домов средней этажности;
  • Для осуществления жилищного строительства путем возведения многоэтажных конструкций, предназначенных для постоянного проживания граждан.

В составе территории поселения участки, примененные под жилищное строительство, являются большей частью всей территории населенного пункта. Так как основное целевое назначение территориального зонирования городов и поселений заключается в том, чтобы строить максимальное количество жилых сооружений.

Однако, на территории поселения необходимо возводить управленческие и административные здания. Для этого предусмотрено выделение общественных деловых зон, на территории которых строятся здания для работы административного аппарата, здания и помещения, в которых располагаются учебные заведения, общедоступные здания социального назначения, культурного и бытового характера.

Учтите, что все возведенные конструкции не должны противоречить градостроительным нормам регламента.

Отдельно законодательно выделены промышленные или производственные зоны в составе территории муниципального образования, на участках которых размещены следующие объекты:

  • Промышленные сооружения, фабрики, заводы, иные производственные комплексы;
  • Коммунальные объекты;
  • Склады;
  • Сооружения, которые напрямую влияют на работу коммуникаций и транспортных сетей;
  • Кроме этого, такие зоны применяются для фиксирования защитных зон, обеспечивающих функционирование производственных объектов.

Восстановление производственных территорий в составе населенного пункта осуществляется за счет средств собственника производственных объектов.

Учтите, что зонирование территории осуществляется только в пределах границ населенных пунктов и муниципальных образований. ЗК РФ и соответствующее законодательство содержит нормы осуществления процедуры формирования специфичных зон на территории поселения.

Органы местного самоуправления чаще всего прибегают к зонированию территории, чтобы распланировать заранее порядок развития поселения, чтобы максимально эффективно распорядиться землей поселений.

Запомните основные цели разработки планов по застройке территории поселения:

  • Обеспечить расширение по мере необходимости территории поселения;
  • Создать условия для стабильного развития поселения;
  • Предотвращение нанесения ущерба окружающей среде и элементам природного ландшафта;
  • Сохранить культурное наследие и памятники прошлого;
  • Для осуществления планирования застройки поселения на несколько лет вперед;
  • Для того чтобы собрать сведения о правообладателях построек и земельных наделов на территории поселения с целью защиты их прав;
  • Создать условия для привлечения инвестиций в инфраструктуру муниципального образования;
  • Осуществить условия для максимально эффективного использования территории и ресурсов поселения, включая капитальные сооружения и земельные наделы.

В тексте документа правил застройки территории и землепользования существуют процедуры внесения изменений в правила, последовательность осуществления норм этих правил. В содержании документа правил найдете карту зон различного целевого использования и регламенты градостроительного характера.

Основные пункты в правилах землепользования и градостроительной деятельности:

  • Порядок внесения изменений в правила;
  • Решение вопросов о видах допустимого использования территории поселения;
  • Порядок застройки территории органами местного самоуправления;
  • Процедура смены вида разрешенного использования земельного участка или сооружения в пределах границ поселения;
  • Осуществление планирования развития территории органами местного самоуправления;
  • Организация и осуществление общественных слушаний по темам, связанным с применением земли и ее целевым использованием;
  • Включение новых пунктов в правила;
  • Регулирование спорных вопросов, касающихся эффективности использования территории поселения.

Как проверить кадастровый номер по адресу?

Где найти карту градостроительного зонирования, читайте тут.

Существует специальная карта, на которой увидите нанесенные зоны в пределах границ населенного пункта, которые служат пределами различных земельных участков различного целевого назначения.

Учтите, что при формировании земельного участка с конкретным целевым назначением должно происходить исключительно в территориальном пределе выбранной зоны. Расположение участка на территории двух зон различного целевого назначения не допускается законом.

Знайте, что в состав территориальной зоны обязательно входят несколько более мелких участков земельного массива.

Кроме этого, на карте зонирования территории поселения в обязательном порядке найдите границы особых зон, границы территорий, на которых располагаются памятники культуры или природные заповедники. Эти границы всегда нанесены на карту и заметны.

На основании информации, зафиксированной в ЗК РФ, землями населенных пунктов или поселений считаются территории, предназначенные для развития муниципальных образований.

Запомните перечень территориальных зон, которые включены в состав земель поселений:

  • Территория для проживания населения;
  • Общественно-деловые объекты и земля, на которой они размещены;
  • Земли промышленности и производства;
  • Участки земельного массива, которые заняты конструкциями и сооружениями инженерно-технического и транспортного назначения;
  • Местность, используемая в качестве рекреационных ресурсов;
  • Земли сельхоз назначения;
  • Территории специального назначения;
  • Участки земли, выделенные под возведение объектов военной сферы;
  • Дополнительные территориальные зоны, которые формируются в поселении по мере необходимости и развития жилого или промышленного сектора.

Земли, отведенные для возведения жилых помещений и комплексов, применяются для строительства зданий разной этажности. Допускается в пределах жилых зон возводить индивидуальные объекты для личного проживания в них.

Отдельно изучите состав объектов, расположенных на территории инженерной и транспортной зоны:

  • Все виды коммуникаций для обеспечения деятельности транспорта всех доступных вариантов перемещения по земле, воде и воздуху;
  • Трубопроводы различного назначения;
  • Сооружения и объекты связи и коммуникации.

Изучите рекреационные зоны, в состав которых обязательно входят следующие объекты, расположенные в пределах границ поселения:

  • Городские леса, парки, иные зеленые насаждения;
  • Городские пруды, озера, водоемы;
  • Объекты для отдыха граждан, расположенные в экологически чистых районах.

К особо охраняемым территориям в составе поселения относятся:

  • Земли природоохранного и экологического назначения;
  • Научно-технические и исторические объекты;
  • Объекты культурного наследия;
  • Объекты оздоровительного назначения.

Учтите, что в состав земель сельскохозяйственного назначения в пределах поселения включаются следующие объекты:

  • Пашни, выпасные луга, земли с многолетними растениями;
  • Участки для выращивания культурных продовольственных растений;
  • Земли для выращивания скота;
  • Земли, сооружения и помещения, которые применяются для производственной сельскохозяйственной деятельности.

Территории, которые в населенном пункте предназначены для размещения общественных мест, к которым относятся:

  • Земли общего пользования;
  • Площади, скверы;
  • Дороги различного технического назначения;
  • Береговые линии.

Чтобы узнать расположение границ выделенных зон в составе территории поселения, взгляните на карту градостроительного планирования муниципального образования. Изучите нормы и содержание градостроительного регламента, в котором обнаружите сведения о видах допустимого применения различных зон, ограничениях, наложенных на территории в составе этих зон.

Градостроительный регламент содержит правила по управлению всеми территориальными зонами поселения, кроме некоторых:

  • Земли, на которых возведен культурный объект исторического значения;
  • Участки земли с объектами общественного использования;
  • Землями с расположенными на них линейными объектами.

Учтите, что для каждой отдельной территориальной зоны должен быть предусмотрен индивидуальный регламент с нормами, разрешающими смешанное использование территории под различные виды разрешенного землепользования. Все территориальные зоны должны быть четко выделены и разграничены.

Это интересно:  Как получить молодой семье квартиру? 2019 год

Делая вывод, необходимо понять, что в процессе развития поселения рано или поздно возникают территории, которые первоначально использовались с определенной целью. После правил и регламента градостроительных норм часть зонированной территории стала не соответствовать тем нормам, которые были актуально в момент формирования таких территорий. Для таких случаев предусмотрена процедура изменения вида разрешенной деятельности в отношении конкретного участка в пределах территориальной зоны.

В состав земель населенных пунктов входят земли, которые отнесены к жилым территориям.

Владельцам собственности в виде земельного участка перед тем, как использовать свой участок обязательно необходимо узнать о том, что такое правила землепользования и застройки, что в них прописано, что такое градостроительная документация, для чего она нужна. Без этого корректное и законное использование территорий может быть невозможно.

Земли населенных пунктов, в сравнении с остальными землями, занимают сравнительно небольшую площадь, но при этом именно на этих землях проживает большая часть населения. Кроме того, в состав земель населенных пунктов входят:

  • земли, на которых расположены военные объекты;
  • земли, которые отнесены к жилым территориям;
  • земли, на которых расположены производственные объекты;
  • земли, на которых расположены инженерные объекты;
  • земли, использующиеся для сельскохозяйственных нужд;
  • земли особого назначения;
  • земли, на которых расположены общественно-деловые объекты.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) представляет собой объемный свод правил и документации, которые разрабатываются на уровне муниципалитета. Именно за счет вышеназванных правил разрабатываются, определяются и разграничиваются территории конкретного муниципального района.

Градостроительная документация подразумевает создание индивидуального градостроительного регламента для каждой зоны в муниципальном районе. К примеру, если создается абсолютно новый поселок, то в градостроительной документации будет указано не только наименование и принадлежность земель, их размер, расположение и кадастровые номера, но и будет прилагаться технический план всего поселка, где четко прописано, как именно будут соседствовать земли.

При этом стоит учитывать, что градостроительная документация разрабатывается для каждого участка отдельно, но для находящихся на одной территории она будет единой.

К примеру, на несколько стоящих рядом жилых объектов будет приходиться один-два общественно-деловых или промышленных. При этом при грамотном и рациональном зонировании территорий муниципалитет обычно выступает за то, чтобы рядом с промышленными объектами, которые могут причинить вред жителям, находились жилые территории на значительном расстоянии.

Однако не всегда такой подход дает результаты, поскольку инфраструктура быстро развивается, а пустующие участки земли неопределенного характера не прибавляют новому населенному пункту веса. Да и градостроительный регламент не подразумевает наличия неопределенных участков при зонировании территории.

Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент подразумевает, что у каждой территории должны быть четкие границы после зонирования. Так, к примеру, при определении участка как жилого, устанавливаются четкие границы данного участка, которые не должны пересекать границы объекта другой принадлежности.

Например, жилые участки не могут пересекать промышленные и наоборот, поскольку это будет противоречить действующему законодательству, нарушать границы, установленные в порядке действующих нормативно-правовых актов.

При этом не стоит путать два понятия: границы территории жилого участка земли и частные границы участка.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что первое понятие – это большой, не разделенный на частные участок земли, который отведен для застройки жилыми домами. Второе же понятие – это частная собственность лица, который выкупил часть этого большого земельного участка для себя.

Градостроительный регламент утверждает:

  • виды участков, разделенных по территориальным зонам.
  • требования и рекомендации для сохранения объектов культуры, природных зон, находящихся под охраной, а также остальных объектов, которые подлежат защите государства по действующему законодательству;
  • документацию, согласно которой будут развиваться муниципальные образования в дальнейшем;
  • цели, с которыми используются участки, насколько это соответствует их изначальному и законному назначению.

А также данный регламент допускает возможность сочетания различных объектов (по их принадлежности после зонирования) между собой.

Градостроительный регламент не может быть установлен в отношении участков земли, отведенных под лесной фонд, а также для водных объектов, стратегических, военных, секретных, охраняемых государством согласно различным нормативно-правовым актам.

Правила землепользования и застройки подразумевают, что участки земли, на которые не могут быть составлены градостроительные регламенты, четко устанавливаются органами федеральной исполнительной власти и ее представителей, органами местного самоуправления и их представителями, органами исполнительной власти конкретного субъекта. Разработка градостроительной документации осуществляется строго в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Правила землепользования и застройки – это не разновидность градостроительной документации. Это разработанный на уровне муниципалитета план и правила, согласно которым определяется принадлежность земельных участков после их создания, изменения или купли-продажи.

К примеру, организация, выкупив жилой земельный участок, может ходатайствовать о том, чтобы перевести его в разряд общественно-деловых или промышленных. Вынесение решения возложено на муниципалитет, который вправе как удовлетворить такое ходатайство, так и отказать.

Зонирование территорий муниципалитета подразумевает следующие действия:

  • разработка правил землепользования и застройки;
  • разделение участков земли в соответствии с нуждами муниципального района (при наличии слишком большого объема промышленных земель и земель сельскохозяйственного назначения введение в муниципалитет жилого фонда обосновано, например);
  • присвоение каждому участку своего целевого назначения.

Согласно действующему земельному законодательству для участков, которые находятся на одной территории и имеют один статус (например, жилого фонда), разрабатывается единый градостроительный регламент. Именно поэтому чаще всего при зонировании территорий учитывают и этот аспект. В результате чего жилые участки находятся рядом с жилыми, промышленные с промышленными и т.д.

Градостроительный регламент, как часть градостроительной документации, подразумевает четкое описание того, к какой именно целевой принадлежности относится земельный участок. Если он обозначен, как жилой, то использовать его можно только в целях постройки жилых домой (как частных, так и многоквартирных).

Нередко на практике встречаются ситуации, когда земельный участок, отведенный под жилые нужды, используется собственниками с другими целями. Например, для постройки и открытия магазина, конторы и любого другого нежилого объекта.

В этом случае есть два пути:

  • Обратиться в муниципалитет для ходатайства о смене целевой принадлежности участка. Решение выносится исключительно на усмотрение муниципалитета и существующих нормативно-правовых актов, которые или подтверждают возможность смены фонда (из жилого в промышленный), или запрещают такой шаг.
  • Снести построенный объект, оплатить штраф, который будет обязательно возложен в ходе административной проверки, или же понести другое наказание, которое предусмотрено действующим законодательство.

При несоответствующем использовании земельного участка и при согласии муниципалитета на перевод его под ту целевую принадлежность, с которой он сейчас эксплуатируется, градостроительный регламент составляется заново.

При этом изменения могут коснуться нескольких объектов сразу, если из жилого массива участок переходит в разряд промышленных или общественно-деловых. В этом случае разрабатываются новые регламенты градостроительной документации: для нового целевого участка и для старого жилого фонда.

В соответствии со статьёй 85 ЗК РФ и 35 статьёй Градостроительного Кодекса земли населённых пунктов подразделяются на определённые территориальные зоны: жилые, общественно-деловые зоны, производственные, зоны инженерных и транспортных, специального назначения (кладбища), рекреационные и могут быть иные зоны – перечень не исчерпывающий.

Земли общего пользования могут находиться в любой зоне (занятые скверами, пляжами, парками) и эти земли не подлежат приватизации.

Это интересно:  Переустройство и перепланировка жилого помещения – что это такое, как правильно их осуществить 2019 год

Градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне и в одной зоне устанавливается единый градостроительный регламент.

В ходе этого зонирования разрабатываются правила землепользования и застройки – это документ, который утверждается правовыми актами органов местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге – органами исполнительной власти субъектов) и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок принятия такого документа и внесения в него изменений.

Градостроительный регламент – это установленные в пределах территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, предельные размеры земельных участков, предельные параметры разрешённого строительства и ограничения использования земельных участков.

Этот регламент обязателен для всех правообладателей земельных участков. В одной территориальной зоне правообладатели могут использовать землю в соответствии с любым видом разрешённого использования.

Земельный участок считается несоответствующим градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешённого использования или не соответствует предельным значениям. Использование таких участков может сохраняться, если их использование не опасно для жизни людей, памятников истории и не влияет (не нарушает) на состояние окружающей среды. Если же нет – то запрет на использование таких участков устанавливается органами местного самоуправления.

Новое строительство и реконструкция допускается только с учётом градостроительных регламентов.

Действие градостроительных регламентов не распространяется:

1) На земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, которые включены в Единый государственный реестр культурного наследия.

2) В границах территорий общего пользования.

3) На участках, занятых линейными объектами.

4) Предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Градостроительные регламенты включают в себя три составные части.

Решения о разработке и подготовки принимается главой местного самоуправления, потом подготавливается проект, после их разработки органы местного самоуправления проверяют их на соответствие всем другим документам (территориальному планированию и т.д.), а потом публичные слушания, после этого проект вновь отправляется главе местного самоуправления и он представляет его представительному органа. Проект утверждается либо отклоняется и отправляется на доработку представительным органом местного самоуправления.

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и всего, что находится на и под его поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации.

В градостроительном регламенте выделяются следующие виды разрешённого использования:

1. Основные виды разрешённого использования.

3. Вспомогательные виды разрешённого использования. Они допустимы только в качестве дополнительных к основных и условным.

Изменение разрешённого использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при соблюдении требований технических регламентов.

В одной территориальной зоне изменение вида разрешённого использования с одного на другой осуществляется самостоятельно правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласований.

Порядок предоставления разрешения на условно-разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регулируется статьёй 39 Земельного Кодекса, а получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства регулируется статьёй 40 Градостроительного Кодекса. И в том, и в другом случае заинтересованное лицо обращается в комиссию, созданную органом местного самоуправления, которая и рассматривает этот вопрос, а затем проводит публичные слушания по этому вопросу. И с учётом публичных слушаний эти комиссии принимают соответствующие решения – разрешить или отклонить просьбу.

Градостроительная деятельность также включает в себя и территориальное планирование.

Территориальное планирование – это перечень административно-правовых действий по определению на будущее и фиксация в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории.

Федеральные: территориальное планирование по размещению особо охраняемых территорий, энергетики…

Схемы территориального планирования содержат положения о территориальном планировании и они (эти положения) в себя включают: цели из задачи территориального планирования и перечень мероприятий по территориальному планированию и соответствующие карты (схемы), где отображаются границы (муниципальных образований, лесного фонда, особо охраняемых…).

Правительством РФ разрабатываются эти схемы на федеральном уровне, они согласовываются с Правительством, которое потом согласуется с муниципальным образованием, если разногласия – то согласительная комиссия. После утверждения они в трёхдневный срок отправляется в органы исполнительной власти субъектов и муниципальных образований. После утверждения этой схемы в трёхмесячных срок разрабатывается план реализации территориального планирования.

На уровне субъектов РФ аналогично федеральным (за рядом логичных исключений).

Генеральный план утверждается на муниципальном уровне.

Следующий вид документов, который разрабатывается – это планировка территорий.

Это универсальный способ действий по упорядочиванию и организации территории, осуществляемый в соответствии с документами территориального планирования.

В Градостроительном Кодексе определяется, когда не требуется документация по планировки территории:

1) Раздел земельного участка.

2) Объединение земельных участков в один.

3) Когда изменяется общая граница нескольких земельных участков.

При этом не должны нарушаться предельные размеры земельных участков, должен быть подъезд к каждому участку и несколько участков могут объединяться в один, если они находятся в границах одной территориальной зоны.

В ходе планировки территории также разрабатываются три вида документов:

1. Проект планировки территории. Осуществляется для выделения элементов планировочной структуры и установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Этот проект состоит из основной части (в ней отмечаются красные линии (они, как правило, обозначают границы улиц, земельных участков с линейным планированием), линии, обозначающие дороги, улицы, объекты инфраструктуры, положение о размещении объектов капитального строительства) и материалы по обоснованию состоят из графической части и пояснительной записки.

2. Проекты межевания территорий. Подготовка этих проектов осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройки территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки. Проекты межевания разрабатываются как самостоятельный документ либо как составная часть проектов планировки.

3. Градостроительные планы земельных участков. Подготовка этих планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам. В составе этого плане указываются: границы участков, зоны действия сервитутов, отступы от границ, информация о градостроительном регламенте, о разрешённом использовании и другая информация. Форма градостроительного плана устанавливается Правительством РФ.

Архитектурно-строительное проектирование… В общем, инженерные изыскания на следующей лекции.

Территориальное зонирование. Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Правовой режим использования территориальных зон устанавливается градостроительной документацией и градостроительными регламентами. Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при градостроительной деятельности в пределах каждой зоны. Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон. Правила застройки включают в себя также схему зонирования — графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны). Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ее пределах земельным участкам и иным объектам недвижимости (п. 2, 4 ст. 39). Сведения о зонировании территорий и о градостроительных регламентах территориальных зон включаются в государственный градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса).

Это интересно:  Генеральная доверенность на представление интересов 2019 год

Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И во-вторых, в процессе зонирования регулируются сооружение и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Таким образом, территориальное зонирование — деятельность соответствующих органов в сфере планирования градостроительной деятельности по комплексному регулированию создания и использования объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий населенных пунктов на соответствующие зоны.

Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, осуществляется на основании разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий*, которые установлены проектами планировки (ст. 16). Кроме того, ст. 20 Градостроительного кодекса возлагает на эти лица обязанность осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки. Согласно п. 2 ст. 66 Градостроительного кодекса нарушение правового режима использования территориальных зон влечет применение мер административной ответственности.

* Красные линии — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (ст. 1 Градостроительного кодекса).

В ст. 40—48 Градостроительного кодекса определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима.

Так, на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий. Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ. В состав территориальных зон могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Согласно п. 3 и 4 ст. 39 Градостроительного кодекса границы территориальных зон определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости. В территориальных зонах, в границах которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут устанавливаться дополнительные требования к отдельным объектам недвижимости.

Пригородные зоны городов. Кроме территориальных зон устанавливаются пригородные зоны городов. Их правовой режим регулируется ст. 49 и 50 Градостроительного кодекса.

Территория пригородной зоны города включает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории не только данного города, но и территорий других поселений, которые находятся в пригородной зоне города. Эта зона представляет собой резерв для развития поселения, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.

Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в ее границах осуществляются с учетом интересов населения города и населения поселений, входящих в пригородную зону, а также интересов других лиц. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта РФ, части территории субъекта РФ, района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, которые разрабатываются вместе с их пригородными зонами, с учетом земле-и лесоустроительной документации.

В пределах пригородных зон городов выделяются зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Следует отличать указанные виды террриториального зонирования от видов земель, входящих в состав земель населенных пунктов, перечисленных в ст. 71 ЗК (земли застройки, земли общего пользования и т.д.). Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, как комплексного понятия. Закрепление состава земель населенных пунктов в ЗК преследует иную, более узкую задачу — определить правовой режим видов земель населенных пунктов. Поэтому содержание правового режима земель и объектов недвижимости, устанавливаемого в результате зонирования, и в результате отнесения земельных участков к соответствующему виду земель населенных пунктов полностью не совпадает.

Установление ограничений. Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса ограничения на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах:

зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

зоны залегания полезных ископаемых;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Цель выделения таких зон — определение вида использования территорий и тем самым устанавление ограничений на их использование для градостроительной деятельности. В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деятельности, что, естественно, отражается и на режиме использования земельных участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве. Задача режима в таких зонах — ограничить права лиц, использующих земельные участки, в целях, предусмотренных законодательством.

Статья написана по материалам сайтов: uropora.ru, advokat-malov.ru, studopedia.su, lawbook.online.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий