Закон об улучшении жилищных условий — госслужащих, граждан, многодетных семей, инвалидов, ветеранов ВОВ 2019 год

Одна из самых сложных социальных проблем в нашей стране — это жилищный вопрос.

Особенно остро он стоит для многодетных семей (МС). В то время как одни семьи вынуждены ютиться на маленькой жилплощади, другие не имеют собственного жилья вообще.

Это имеет самые негативные последствия для всей семьи, а особенно для маленьких граждан.

Поэтому рассмотрим, что предусмотрено законодательством РФ для решения данного вопроса.

Этот документ выдает Управление соцзащиты по месту проживания.

В согласии с Указом президента № 431 “О мерах по соцподдержки многодетных семей” от 5.05.92 г. (в редакции от 25.02.03 г.), статус МС определяют региональные власти. Данное понятие определяется в законах регионов. Кроме того, в каждой области России существуют свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки рассматриваемой категории граждан. Например, в Москве эти вопросы регламентирует закон “О соцподдержке семей с детьми”.

Также, семье могут присвоить статус малоимущей, благодаря чему она сможет воспользоваться дополнительными льготами. В этом случае среднедушевой доход должен быть меньше установленного прожиточного минимума. При этом должны быть уважительные причины для низкого размера дохода. Стоит отметить, что уровень размера госпособий и выплат данным семьям имеет прямую зависимость от экономического положения области РФ.

Примечательно, что многодетные семьи, имеющие приемных детей, которым необходима жилплощадь, с 1.08.16 года могут получить жилье при условии, что доход на одного человека не превышает прожиточного минимума. При этом у них не должно быть собственного жилья, либо жилплощади по договору соцнайма. Такие же права имеют семьи, у которых площадь жилья меньше нормы на 1 человека (в среднем по регионам 10 м²). Чтобы получить эту льготу, необходимо встать на жилищную очередь.

Еще одна льгота — это жилищная субсидия. Она выдается из средств бюджета для частичной компенсации суммы приобретаемого жилья, а оставшуюся часть семья платит самостоятельно. Например, в столице семьи с тремя детьми имеют возможность получить 100 %-ю субсидию на покупку жилплощади. При выплате субсидии, семья снимается с очереди на получение соцжилья.

Помимо рассмотренных льгот, многодетная семья может получить земельный надел для жилищного строительства (ЖС). Данная льгота предусмотрена для семей с тремя и более детьми. Площадь земельного надела зависит от субъекта РФ, но не меньше 6 соток. Землевладение передается совершенно бесплатно. Но оно предоставляется только один раз. Законодательство некоторых регионов России может позволять выделение участка не только для строительства дома, но и для ведения сельского хозяйства.

Землевладение выделяется в пределах населенного пункта, где проживает многодетная семья (регистрация по месту проживания должна составлять не меньше пяти лет). Хотя он выдается в порядке очереди, но обычно время ожидания намного меньше, чем при предоставлении жилищной субсидии или жилплощади по договору соцнайма.

Федеральные законы не предусматривают льготное налогообложение земли. Тем не менее, местные власти имеют право учреждать их в виде отсрочки оплаты, частичного освобождения от налогообложения на установленный период, а также уменьшения ставки данного налога.

Помимо того, в регионах разработаны дополнительные преференции, которые позволяют расширить площадь жилья, приобрести участок, получить единоразовую финпомощь и так далее. Стоит отметить, что в различных регионах предусмотрено обеспечение, отличающееся от принятого в других субъектах России.

Согласно статье 49 ЖК РФ, малоимущим многодетным семьям полагается соцжилье. Также, им предоставляется возмещение расходов на аренду жилплощади. Помимо перечисленного, таким семьям власти некоторых субъектов России могут частично компенсировать затраты во время постройки дома на выделенном участке. Рассмотрим более подробно некоторые законодательные акты РФ, регулирующие вопрос предоставления жилплощади МС в текущем году.

Согласно 2-й статье данного законопроекта для получения статуса МС, необходимо иметь 3-х и более детей, которым не исполнилось 18 лет. Статья 3 устанавливает, что затраты на реализацию прав и льгот таких семей компенсируются за счет федерального и региональных бюджетов. Эти средства перечисляются региональным властям, которые предоставляют данные льготы в рамках проведенного финансирования госорганами.

Статья 5 регламентирует жилищные льготы для МС. К примеру, бесплатное предоставление квартир (в пределах нормы жилплощади) в первоочередном порядке в согласии с соответствующими законодательными актами РФ. Примечательно, что дополнительные причины для признания рассматриваемых семей нуждающимися в увеличении жилплощади устанавливаются региональными властями.

Кроме того, данный проект закона предусматривает первоочередное предоставление участков земли площадью от 0,15 га, единоразовое обеспечение земельными наделами для образования фермерских хозяйств и предприятий с льготным налогообложением в согласии с законами РФ.

Данный Федеральный закон был отклонен президентом РФ (письмо от 3.01.00 г. № Пр-30), поэтому Государственная Дума сняла этот законопроект с дальнейшего рассмотрения.

ФЗ от 14.06.11 г. № 138-ФЗ гласит, что МС имеют право на предоставление бесплатного земельного участка. Поправки, внесенные в закон, регламентирующий поддержку ЖС, и в Земельный кодекс, устанавливают, что кадастровый учет, касающийся объектов недвижимости Федерального фонда поддержки ЖС, может проводиться и госучреждением подотчетным федеральному госоргану исполнительной власти по решению последнего.

Многодетные семьи, имеющие 3-х и более детей, теперь могут получить бесплатно землевладения, которые являются муниципальной или госсобственностью, например, для индивидуального ЖС.

Основания и порядок передачи земельных наделов, в том числе и их максимальные размеры регламентируются региональными законами.

Землевладения, относящиеся к федеральной или общественной собственности, которые планируются выделяться многодетным семьям, сначала могут быть отданы в безвозмездное владение муниципалитетам. Кроме того, участки, принадлежащие какому-либо муниципалитету, могут передаваться во владение другому муниципальному образованию, чтобы впоследствии бесплатно передаваться данным семьям. Однако федеральным законом установлено, что передача землевладений не должна проходить при помощи торгов, а также ей не должна предшествовать координация мест размещения участков.

Примечательно, что закон отдельно оговаривает данный вопрос для Москвы и СПб, так как они испытывают острый дефицит земли для строительства жилья. Это означает, что если многодетные семьи, проживающие в этих городах, решат построить дом, то земельный участок им будет выделен, по всей видимости, не на территории этих городов, а в пригороде.

Также, этот документ устраняет противоречия между положениями двух законов — о госкадастре недвижимости, а также о поддержке жилищного строительства. Например, установлен единый перечень госорганов, которые наделяются обязанностью проводить кадастровый учет и вести госкадастр недвижимости. Данные поправки действуют с момента их опубликования на официальных интернет-ресурсах и печатных публикациях.

На сегодняшний день статус МС, а также финансирование ее соцподдержки регламентируются Указом президента от 05.05.92 года № 431.

В нем регионам предоставлена возможность самостоятельно решать каким категориям семей необходима экономическая поддержка. В связи с этим, Минфин должен установить порядок финансирования.

Это связано с тем, что в каждом субъекте понятие “МС” определяется по-разному, так как в одном регионе семья с 3 детьми является обычным явлением, а в другом — это редкость. К примеру, в столице с 2009 года льготы полагаются МС, имеющим 3-х и более детей до наступления 16-ти летия младшего ребенка или 18-ти летия, при условии, что он обучается в общеобразовательном учреждении. В Республике Марий Эл (Приволжский Федеральный округ), где большие семьи составляют значительный процент от общего числа семей, многодетной является только та семья, у которой минимум четверо детей.

Из рассмотренной статьи мы увидели, что законодательная база, регулирующая вопросы получения жилья многодетными семьями является весьма сложной и требующей доработок во многих вопросах. Кроме того, региональное жилищное законодательство отличается во многих субъектах РФ. Но в ряде случаев это имеет большие плюсы для семьи, так как региональные льготы могут быть значительно больше, чем это предусматривают федеральные законы.

В 2019 году многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут воспользоваться Федеральными и региональными программами. Такой категории граждан следует знать о следующих законодательных инновациях:

  1. Правительство оказывает помощь многодетным семьям в решении жилищных вопросов. В зависимости от региона проживания им доступны в 2019 году: займ на возведение частного дома, не предусматривающий уплату процентов; субсидии; получение ордеров на муниципальное жилье; участие в программе приватизации недвижимости; получение новой квартиры взамен ветхого жилья (аналогичная квадратура).
  2. Многодетные семьи по-прежнему могут принимать участие в государственных программах на приобретение в ипотеку жилья: «Молодая семья», «Доступное жилье» и т. д. После оформления кредитной документации государство будет в течение определенного количества лет возмещать часть расходов, при условии внесения заемщиком своевременных ежемесячных платежей.
  3. Многодетные семьи, решившие приобрести жилье в ипотеку, могут рассчитывать на снижение годовых процентных ставок, увеличение срока действия займа, снижение размера первоначального взноса и т. д.
  4. При оформлении программы рефинансирования такая категория заемщиков может претендовать на более выгодные и комфортные условия.
  5. Если многодетная семья решит развивать приусадебное или фермерское хозяйство, то ей будет бесплатно выделен земельный надел. Также для них предоставлена возможность переводить в частную собственность участки, находящиеся на балансе своего населенного пункта.
  6. Проект ФЗ № 98035393-2 не был поддержан Президентом, поэтому описанные в законодательном акте возможности для улучшения жилищных условий многодетными семьями в 2019 году не возможны.
  7. Региональные власти должны ориентироваться в вопросах предоставления муниципального жилья многодетным семьям Указами Президента № 431 от 05.05.92. Претендентам необходимо будет встать в очередь в областной муниципалитет либо в администрацию своего населенного пункта. Как только подойдет их очередь, они получат положенную по закону жилищную субсидию.
Это интересно:  Истек срок поверки счетчика воды - что делать, каков порядок действий? 2019 год

О государственной помощи в приобретении жилой недвижимости или ее строительстве рассказано в следующем видеосюжете:

Граждане, потерявшие свою трудоспособность в ходе боевых действий, относятся к категории инвалидов войны. Их государственное обеспечение определяется ФЗ №5 «О ветеранах», принятым в 1995 году. Закон дает определение категорий граждан, которые могут быть признаны инвалидами войны. К ним относятся не только военнослужащие ВС РФ, потерявшие свое здоровье вследствие контузий и ранений. Статус инвалида войны предоставляется всем участникам вооруженных конфликтов, обеспечивающих безопасность страны. В их число входят:

  • все сотрудники ОВД, МЧС, органов государственной безопасности и прокуратуры;
  • участники истребительных отрядов и народного ополчения;
  • обслуживающий боевые части персонал и другие лица, определенные законодательством.

Все инвалиды войны подразделяются на две категории. К первой группе относятся инвалиды ВОВ, ко второй — участники остальных вооруженных конфликтов. Они обеспечиваются пенсиями и другими социальными льготами различного характера.

Человеку, потерявшему трудоспособность, трудно заботиться о себе и своей семье. Инвалиды войны могут рассчитывать на помощь государства. Оно помогает им улучшать свои жилищные условия. Инвалиды войны, успевшие встать на очередь до 1 января 2005 года, могут рассчитывать на обеспечение жильем за счет бюджетных средств страны. Поставленные на учет по улучшению жилищных условий инвалиды войны после этой даты обеспечиваются государственными субсидиями в рамках действующего Жилищного Кодекса. Они выдаются с учетом числа проживающих с ними членов семей.

Сумма помощи, выделяемой государством инвалиду войны для улучшения условий его проживания, выдается из расчета 18 квадратных метров общей площади на человека. В число имеющих право на предоставление бесплатного жилья или субсидий входят лица, имеющие официальный статус инвалида войны, и проживающие с ними члены семьи.

Государственные субсидии выдаются только один раз. В основе их расчета лежит рыночная стоимость жилья, которая установлена в регионе проживания на момент предоставления помощи. Денежные средства, предназначенные для покупки жилья, переводятся на личный счет продавца недвижимости или банка, выдающего ипотечный кредит.

К основным квадратным метрам жилой площади при предоставлении квартиры или субсидий могут быть добавлены дополнительные. Они положены тем инвалидам войны, которые имеют заболевания, входящие в перечень, утвержденный Правительством РФ, в числе которых туберкулез.

В 2008 году было принято решение об обеспечении всех инвалидов и участников ВОВ благоустроенным жильем до 2010 года. Оно было оформлено в форме Указа президента РФ № 714, но выполнено частично. Поэтому действия его продлено до полного выполнения.

Заявление о постановке на жилищный учет (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на постановку на жилищный учет]) подается в местные муниципалитеты. В случае отказа администраций его принять, инвалид войны может обжаловать это решение в суде. Правовыми регуляторами вопросов, связанных с предоставлением жилья или субсидий инвалидам войны, являются Федеральное и соответствующее ему местное законодательство. Основное финансирование производится из средств Федерального бюджета. Перечень документов, необходимых для постановки инвалидов войны на жилищный учет, предоставляется ему местной администрацией.

Государство предоставляет инвалидам войны различные виды социальных льгот. В их числе:

  • установка стационарного телефона;
  • преимущественные права на вступление в различные кооперативы (садоводческие, гаражные);
  • получение без очереди медицинской помощи в рамках ОМС в медицинских учреждениях;
  • льготное протезирование, кроме стоматологии, и предоставление ортопедической обуви;
  • получение отпусков на работе в любой удобный для инвалида войны период;
  • первоочередное зачисление на обучение в профессиональные образовательные учреждения с предоставлением социальной стипендии;
  • внеконкурсное зачисление в высшие учебные заведения и предоставление общежития и стипендии;
  • кроме обязательного отпуска, гарантированного КЗОТ, инвалиды войны имеют право на получение 60 дополнительных дней отдыха без сохранения заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в транспорте, торговых предприятиях и других культурных и общественных учреждениях.

За услуги ЖКХ инвалиды войны платят 50% от их стоимости. Льготы по оплате коммунальных услуг и занимаемой инвалидом войны жилой площади, распространяются на всех членов его семьи, совместно с ним проживающих. Инвалиды, живущие в частных домах, обогревающихся твердым топливом, имеют право приобретать его за половину стоимости или получать за его покупку денежную компенсацию.

Все граждане, признанные инвалидами войны, имеют право на льготное протезирование. Региональные власти могут расширять список льгот в рамках своей бюджетной компетенции.

Все инвалиды войны имеют право первоочередного зачисления в интернаты, пансионаты и лечебно-профилактические учреждения. Государство предоставляет им возможность ежегодно проходить диспансерное обследование и получать бесплатные путевки в санатории для поддержания своего здоровья. Инвалидам 1 группы предоставляется вторая бесплатная путевка для сопровождающего его лица. Инвалиды войны имеют право и на бесплатное зубное протезирование, если оно не производится из драгоценных металлов или металлокерамики.

Предоставляются льготы на приобретение лекарств. Большая часть из них положена бесплатно, согласно утвержденному Правительством перечню.

  1. Действующее законодательство разделило инвалидов войны на две категории — тех, кто потерял свою трудоспособность в годы ВОВ, и в иных вооруженных конфликтах, связанных с защитой безопасности страны.
  2. Все инвалиды войны имеют право на государственное обеспечение и социальные льготы различного характера. Они включают в себя медицинское обслуживание, обучение, оплату ЖКХ и приобретение лекарственных средств.
  3. Льготы инвалидам войны, связанные с улучшением жилищных условий и оплаты за ЖКХ, распространяются на проживающих с ними членов семьи.
  4. Размер начисленных инвалидам войны пенсий зависит от группы инвалидности. Право на получение пенсии имеют граждане, являющиеся инвалидами войны 1, 2 и 3 группы.
  5. Предоставлением жилья или государственных субсидий на улучшение жилищных условий занимаются местные муниципалитеты.

Вопрос: Имеют ли право на льготы инвалидов войн члены их семей после смерти получателя? И какие льготы существуют для тех, кто погиб в военном конфликте и не успел получить какого-либо официального статуса?

Ответ: После смерти инвалида войны его дети, вдовы и родители нуждаются в поддержке государства. Они могут обратиться за гарантированной государством помощью в местные военкоматы или администрации.

Распространяются льготы, полагающиеся инвалидам, и на членов семей погибших участников боевых действий. Они могут претендовать на получение субсидий и оформление пенсии по потере кормильца. Такая помощь государства может значительно улучшить их положение.

Очень важной помощью государства семьям инвалидам войны являются предоставление им льготных субсидий для улучшения своих жилищных условий. Выделяются строительные материалы для возведения жилища, оказывается помощь в капитальных ремонтах. Для строительства домов им может быть отпущена древесина на корню.

В случае смерти инвалида ВОВ, его семье выдается денежное пособие на погребение усопшего. К месту гибели или захоронения участника вооруженных конфликтов Министерство обороны оплачивает проезд трем членам его семьи. Срок действия льготы до 6 месяцев с момента гибели военнослужащего.

Потерявшие на войне кормильца получают разовую материальную поддержку. Иждивенцам начисляется государственное пенсионное обеспечение.

Президент России Дмитрий Медведев подписал изменения в указ об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, текст документа размещен на сайте Кремля.

Исходный вариант указа устанавливал срок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов — 1 мая 2010 года. Внесенные изменения предусматривают исключение этих сроков из документа.

21 декабря 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах».

Закон был разработан в соответствии с поручением президента РФ по установлению единых мер социальной поддержки для всех ветеранов Великой Отечественной войны по обеспечению их жильем, осуществляемых за счет средств федерального бюджета. Документ исключил ограничение права указанных лиц на получение жилья датой постановки на учет (до 1 марта 2005 года) и определил, что ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008).

Это интересно:  Как разделить квартиру после развода? 2019 год

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма некоторым категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления (статья 50 Жилищного кодекса РФ).

Согласно федеральному закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года с последними изменениями от 21 декабря 2009 за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем следующие категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий:

2. Участники Великой Отечественной войны (подпункт 3 пункта 1 статьи 15).
Данная мера социальной поддержки не распространяется на участников ВОВ из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с ФЗ «О ветеранах» в случае выселения из занимаемых служебных помещений за счет средств федерального бюджета обеспечиваются следующие категории граждан:

1. Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (пункт 4 статьи 17).

2. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог и признанные инвалидами (подпункт 6 пункта 1 статьи 19).

Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно статье 23.2 полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделены субъекты Российской Федерации.

Средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В настоящее время на имя депутата поступает множество вопросов по предоставлению жилья ветеранам Великой Отечественной Войны. Таким образом, по данному вопросу Вам предоставляется сводная информация.

1. Кто имеет право на улучшение жилищных условий?
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Указу Президента Российской Федерации все ветераны ВОВ и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в жилых помещениях, должны быть обеспечены жильем независимо от срока принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пп. 2 п. 3 статьи 23² Федерального закона от 12.01.1995 года
№ 5-ФЗ «О ветеранах» правом на улучшение жилищных условий обладают следующие категории граждан:
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• участники, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских Великой Отечественной войны частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
• лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
• лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно пункту 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки (в том числе и в виде улучшения жилищных условий) предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» указана категория граждан, к которой приравнены бывшие несовершеннолетние узники фашизма по материально-бытовым льготам — инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
Таким образом, граждане, перечисленные выше и признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий.

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Что понимается под обеспеченностью гражданина общей площадью менее «учётной нормы»?
Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действующее законодательство РФ под «учетной нормой» понимает общую площадь жилого помещения, а не «полезную», «жилую», которой обеспечен гражданин. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Например, в соответствии с постановлением Городской думы г.Н.Новгорода от 16.03.2005 г. № 14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в г.Н.Новгороде» учетная норма в целях признания граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах (доме) и 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в коммунальных квартирах.
Если общая площадь жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы, гражданин не является нуждающимся в предоставлении жилья.
Кто относится в этом случае к членам семьи?
Статьи 31 и 69 ЖК РФ предусматривают, что к членам семьи нанимателя (собственника) жилого помещения относятся проживающие совместно с данным нанимателем (собственником) в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (собственника).
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя (собственника) жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 ст. 51 ЖК РФ).

Это интересно:  Возмещение ущерба при затоплении квартиры - судебная практика, претензия, по вине управляющей компании 2019 год

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
В соответствии со п.45 Положения заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
• нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
• план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения — проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
• заключение специализированной организации, проводящей обследование дома (для признания многоквартирного дома аварийным);
• по усмотрению заявителя могут быть представлены: заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
В соответствии с п.12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. К тому же согласно пункту 13 Положения эти инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Также, согласно п.33, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
• ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
• изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

3. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок постановки на учет указан в Законе Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
С указанным заявлением необходимо предоставить документы, подтверждающие право граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального(в соответствии с ФЗ «О ветеранах»);
2) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);
б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);
г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;
д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);
е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части
1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).
Документы, указанные в подпунктах «а» и «в» представляются в копиях с одновременным представлением оригинала.
Заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с указанием даты и времени регистрации, а заявителю выдается расписка в получении заявления и прилагаемых документов с указанием их перечня, даты и времени их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Устный отказ в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не допускается. Письменный отказ должен содержать подробное описание оснований отказа.
Отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:
1) не представлены необходимые документы (см. выше);
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете;
3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К ухудшению жилищных условий относится:
1) обмен жилого помещения с уменьшением его площади;
2) невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;
3) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;
4) уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;
5) отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Не являются основанием для отказа в принятии на учет следующие действия, приведшие к ухудшению жилищных условий:
1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства, если до вселения они:
а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;
б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью менее нормы предоставления;
в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;
г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в государственную или муниципальную собственность, либо жилое помещение было изъято органами государственной власти Нижегородской области или органами местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;
2) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
3) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья написана по материалам сайтов: posobie-help.ru, social-benefit.ru, ria.ru, www.maluhin-da.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий