Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка? 2019 год

Кадастровая стоимость земельного участка — это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ о государственной кадастровой оценке, а также законодательством об оценочной деятельности (ст. 2 Закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ; ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Однако рекомендуем сначала обратиться именно в комиссию (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Порядок внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению таких споров рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Комиссия формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, — пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Для обращения в комиссию составляется заявление. В нем нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

К заявлению необходимо приложить (ч. 14, 15, 16 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 9 ст. 22, п. п. 2, 3 ст. 23, ст. 24 Закона N 237-ФЗ):

1) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.

Чтобы подтвердить это основание, вы вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (им может быть министерство имущественных отношений, управление государственного имущества в субъекте РФ, иной орган власти субъекта РФ, а в некоторых случаях — орган местного самоуправления) и в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости (сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки). Указанные сведения вам должны предоставить в течение семи дней с даты поступления запроса;

4) отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях (п. 15 Порядка):

  • если отсутствуют вышеперечисленные документы;
  • нарушен срок подачи заявления;
  • величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.

Шаг 2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — месяц с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить, и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (ч. 19, 20 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; п. п. 16, 17 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ; п. 21 Порядка; ч. 19 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

В случае существенного снижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее установлением по вашему заявлению в размере рыночной решение комиссии может быть оспорено в суде органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), если указанное решение затрагивает права и законные интересы соответствующего муниципального образования или города федерального значения, в том числе связанные с поступлением в бюджет налоговых доходов ( ч. 22.1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; ч. 28 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Порядок судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если вы не оспаривали кадастровую стоимость в комиссии, можно обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте административное исковое заявление и подготовьте необходимые документы

В административном иске может содержаться одно из следующих требований (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28; ч. 1 ст. 61 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ):

  • об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии;
  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости).

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (ч. 23 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ):

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению реестровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления N 28);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;

6) сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения — если такое обращение подавалось;

7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать (п. п. 5, 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ):

1) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;

2) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить в том числе следующие документы (ч. 1 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246, ч. 3 ст. 220 КАС РФ; пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ; п. 6 Обзора, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 20.04.2017; п. п. 11, 30 Постановления N 28):

1) уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;

4) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

6) решение комиссии (при наличии);

7) квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб.;

8) документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

9) иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Шаг 2. Обратитесь с административным исковым заявлением и комплектом документов в суд

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения (например, в Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 24 КАС РФ; п. 3 Постановления N 28).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки (ч. 1 ст. 219, ч. 3 ст. 245 КАС РФ; ч. 1, 6 ст. 72 Закона N 218-ФЗ; п. п. 4, 8 Постановления N 28):

  • не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН (до 01.01.2017 — государственный кадастр недвижимости) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
  • в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, — в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии.

Шаг 3. Примите участие в судебном заседании

По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии — в течение месяца (ст. 141, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 247 КАС РФ).

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановления N 28).

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей (например, для исчисления земельного налога) с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ; п. 1 ст. 391 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@).

Это интересно:  Какие сведения о плане земельных участков есть в публичной кадастровой карте? 2019 год

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Подготовлено на основе материала

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

О способах вычисления и пересмотре кадастровой стоимости

Данная стать расскажет о том как оспорить кадастровую стоимость квартиры, участка, земли, коммерческой недвижимости, и других объектов, подлежащих постановке на кадастровый учет РФ. Проверить данный факт можно с помощью поиска объектам недвижимости на кадастровой карте Москва и всей России.
К кадастровой стоимости относят цену за недвижимый объект, описание которого имеется в государственном кадастре недвижимости.
Расчетом данной стоимости занимаются оценщики со стороны. Эта процедура регламентируется с помощью Федерального закона от 29-го июля 1998-го года №135-ФЗ (Закона, регулирующего оценочную деятельность).

Решение о том, что необходимо провести государственную кадастровую оценку, принимается местными органами власти субъектов РФ или же органами МСУ. Они же осуществляют выбор специалиста и подписывают с ним соглашение. Исходя из положений вышеупомянутого закона, процесс переоценки осуществляется минимум один раз в пять лет (в любом регионе) и максимум раз в три года (в случае с Москвой, Санкт-Петербургом действует иная норма проведения процесса – не чаще, чем один раз за 2 года).

Для проведения государственной кадастровой оценки, ФГБУ «ФКП Россреестра» осуществляет формирование списка оцениваемых объектов недвижимости в данной местности. Соответствующий запрос на эту процедуру должен направить орган, решившийся провести кадастровую оценку. Кадастровую стоимость вычисляют оценщики со стороны, избираемые по итогам конкурса властями субъектов РФ.

Российское законодательство позволяет оценщикам в самостоятельном порядке определять метод, с помощью которого будет рассчитана кадастровая стоимость недвижимых объектов. После окончания процесса оценки, происходит ее утверждение местными властями и передача в Росреестр (который вводит все полученные факты в ГКН).

Выделяют следующие варианты, благодаря которым может быть получена информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости:

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, дающего возможность получить информацию из ГКН

Такой вариант возможен при заказе соответствующей выписки. В данной ситуации есть вариант воспользоваться специализированным сервисом на вышеобозначенном портале. Заходите на главную страницу, делаете переход в раздел, посвященный физическим либо юридическим лицам. Нажимаете на кнопку выдачи информации из ГКН, заполняете образец и формируете заявку. Те пункты, на которых есть восклицательный знак, должны быть заполнены. Далее убеждаетесь, что заявку приняли, запоминаете ее номер (он позволит следить за Вашей заявкой). Информация из ГКН будет получена в течение 5 рабочих дней с того момента, как были приняты документы.

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, посвященного публичной кадастровой карте.

В данной карте находится информация ГКН. Для поиска конкретного объекта можно применить кадастровый номер и поисковый запрос. Про любой объект, отраженный на портале, имеются стандартные характеристики. Такие сведения обладают справочным характером и не обладают юридической законной силой.

  1. Благодаря порталу Росреестра и сервису, предоставляющему справочные материалы по объектам недвижимого типа в режиме онлайн.

Чтобы найти справочный материал по конкретному объекту недвижимого типа в режиме онлайн, можно зайти на специализированный портал. Его расположение – раздел, посвященный электронным работам и услугам. Кадастровый номер либо адрес необходимого объекта даст Вам возможность получить справочный материал об объекте недвижимого типа.

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, дающего возможность узнать справочный материал из фонда справочных материалов государственной кадастровой оценки.

Данный портал даст возможность узнать итоги такой оценки, проведенной региональными органами власти РФ. Заходите в раздел, посвященный физлицам либо юрлицам, выбираете «выдача информации». После вводите кадастровый номер нужного объекта в поисковике и нажимаете соответствующую кнопку. Получаете ссылку на весь интересующий Вас материал (либо, если такие сведения отсутствуют – появляется надпись, что их нет). Сведения выдаются сервисом на безвозмездной основе в режиме онлайн.

  1. Также можно лично посетить офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра либо МФЦ.

Если все вышеперечисленные способы для Вас по определенным обстоятельствам не актуальны, тогда можно запросить кадастровую справку о стоимости из ГКН. Посещаете офис либо городское МФЦ (возможно также направление запроса почтовым отправлением). Если у ГКН есть справочный материал о нужном Вам объекте, требуемую справку Вы получите бесплатно (срок выдачи – одна неделя). Подавая запрос, обязательно укажите, каким образом готовы забрать материал: лично либо с помощью почты.

Налоговый расчет на имущество физлиц возможен благодаря специализированному сервису на сайте ФНС России.

Исходя из положений Закона об оценке, итоги вычисления кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в судебной инстанции и специальной комиссии, занимающейся рассмотрением таких дел.

Пересматривать вычисления кадастровой стоимости могут следующие лица:

  • Физические лица – если результаты вычисления кадастровой стоимости влияют на их права и обязанности;
  • Юридические лица – аналогично физлицам.
  • Органы госвласти, органы МСУ – если речь идет о недвижимых объектах, владельцами которых выступает государство либо муниципалитет.

Для осуществления данного процесса в судебной инстанции используется специальный порядок рассмотрения аналогичных споров.

Если итоги вычисления кадастровой стоимости желают пересмотреть в суде физические лица, им не нужно обязательно составлять предварительный запрос в комиссию. С юрлицами и органами госвласти все немного сложнее – они имеют право пересмотреть итоги проведения данного процесса в судебной инстанции лишь в той ситуации, когда комиссия отклонила заявление о таком пересмотре (если оно при этом было оформлено надлежащим образом), либо же если комиссия не рассмотрела заявление в обозначенные законодательными актами сроки.

Процесс регулируется ст. 24.18 Закона об оценке. Также данный процесс регулирует приказ российского Минэкономразвития от 4-го марта 2012-го года №263.

Подать заявление в комиссию можно с того дня, как в ГКН были внесены итоги вычисления кадастровой стоимости и до того дня, когда в ГКН были внесены итоги вычисления кадастровой стоимости, определенные при проведении стандартной государственной кадастровой оценки.

Обстоятельства, на основании которых комиссия имеет право на пересмотр итогов определения кадастровой цены:

  1. Ложный справочный материал об объекте недвижимого типа, который был применен при расчете его кадастровой цены.
  2. Если в отношении объекта недвижимого типа провели установку его цены на рынке – на день, по состоянию на который установили его кадастровую цену.

Для пересмотра итогов расчета кадастровой стоимости в комиссии, заявителем обязательно должно быть подано обращение.

Как по первому, так и по второму обстоятельству заявление в комиссию могут направить как лица физического, так и лица юридического типа – если по итогам вычисления кадастровой цены произошло нарушение прав и обязанностей этих лиц. Аналогичное право имеют и органы госвласти, МСУ.

Чтобы выявить обстоятельства для пересмотра итогов вычисления кадастровой стоимости объекта недвижимого типа, заявитель имеет право на составление обращения к заказчику услуг по вычислению кадастровой стоимости. Есть вариант и с обращением в орган, занимающийся вопросами данного типа – если цена вычислена путем проведения кадастрового учета недвижимого объекта.

В течение одной недели с того дня, как поступил указанный запрос, заказчик работ и орган, занимающийся данными вопросами, должны предоставить заявителю необходимую информацию. Нарушать обозначенные временные сроки категорически нельзя (исходя из положений законодательства Российской Федерации).

Должно быть подано как само заявление, так и следующие типы документов:

  • Кадастровая справка о кадастровой цене (можно заказать онлайн как и выписку из ЕГРП) объекта недвижимого типа. В ней должен находиться справочный материал об оспариваемых итогах вычисления кадастровой стоимости.
  • Копия правоопределяющего документа на недвижимый объект – в случае подачи заявления лицом, имеющим право на недвижимый объект. Ее должен заверить нотариус.
  • Документы, доказывающие ложную направленность информации об объекте недвижимого типа, примененные при вычислении его кадастровой цены (если основанием подачи заявления выступает именно это обстоятельство).
  • Отчет об оценке оценочного объекта. Он должен быть как на бумаге, так и в электронном формате – если заявление подается в силу причины определения в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены.

Если обозначенных документов нет – рассмотрением заявления никто заниматься не будет.

Также возможно приложение документации иного типа.

Комиссия должна рассмотреть поступившее заявление за 30 дней со дня его поступления.

В течение одной недели со дня поступления заявления комиссия осуществляет направление уведомления о том, что это заявление будет рассмотрено с обозначением дня его изучения в орган МСУ, на территории которого находится недвижимый объект, итоги вычисления кадастровой стоимости которого намерены оспорить. Также подобное уведомление получает лицо, имеющее право на данный недвижимый объект.

Если заявление подали из-за неправильного справочного материала о недвижимом объекте, который был использован при вычислении его кадастровой цены, по итогам изучения этого заявления комиссия может остановиться на следующих решениях:

  1. Она может отклонить заявление, если использовалась достоверная информация.
  2. Она имеет право пересмотреть итоги вычисления кадастровой стоимости – если применяли недостоверный справочный материал об объекте недвижимого типа.

Если же заявление подали из-за второго обстоятельства, то комиссия решает определить кадастровую цену объекта недвижимого типа, исходя из размера его рыночной цены. Комиссия также имеет право просто отклонить заявление и не изучать его далее.

Комиссия работает на законных основаниях, если на заседании находятся более половины ее участников. Голоса отдают открыто. Участники комиссии не могут проигнорировать голосование – они должны быть либо «за», либо «против». Если свыше половины пришедших на заседание участников комиссии отдали свои голоса «за» какое-то решение, оно будет принято комиссией.

В течение одной рабочей недели с момента принятия по итогам изучения заявления конкретного решения комиссия направляет специализированное уведомление лицу – владельцу объекта недвижимого типа, итоги вычисления кадастровой цены которого оспаривались. Аналогичное управление направляется в орган МСУ, на территории которого находится недвижимый объект.

Комиссионные решения можно оспорить в судебной инстанции.

Если пересматриваются итоги вычисления кадастровой цены в судебной инстанции, комиссионное решение не считается предметом изучения при изучении требований заявителя.

Если комиссия решила пересмотреть итоги вычисления кадастровой цены, то за одну рабочую неделю ею должна быть направлена копия данного решения в соответствующий орган.

Если комиссия приняла решение пересмотреть итоги вычисления кадастровой цены по причине вычисления в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены, то ею также должны быть направлены следующие документы:

  1. Отчет, оценивающий рыночную цену. Он должен быть в электронном формате.
  2. Справочный материал о кадастровой цене – в орган кадастрового учета.

Исходя из положений ст.403 НК РФ, если кадастровая цена на объект изменена судебным либо комиссионным решением, вся необходимая информация учитывается при исчислении налоговой базы – но только после того, как кадастровая цена будет внесена в ГКН.

Это пример виджета, что бы показать как по умолчанию выглядит боковая панель Слева. Вы можете добавить пользовательские виджеты с экрана виджетов в админ панели. Если пользовательские виджеты будут добавлены, они заменят первоначальный виджет.

Статья поможет грамотно провести оспаривание кадастровой оценки и стоимости помещения, земельного участка. Показано как провести оценку, изменение, оспаривание, снижение кадастровой стоимости здания, земли.

Кадастровая стоимость недвижимости берется за основу при расчете налога на имущество и земельного налога (п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 402 НК РФ). Поэтому, в случае, если собственник здания, помещения или земельного участка полагает, что кадастровая стоимость его собственности рассчитана неверно и завышена, то он имеет право оспорить ее согласно ч. 1 и 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135-ФЗ .

Кроме того, Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 30.06.15 № 28 недавно дал рекомендации, как грамотно оспорить кадастровую стоимость недвижимости (далее — постановление №28 ).

Обратиться о пересмотре кадастровой стоимости может собственник объекта недвижимости — юридическое или физическое лицо (ч. 1 и 2 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). Правда из этого правила есть несколько исключений. Инициировать пересмотр кадастровой стоимости также вправе (п. 6 постановления):

  1. бывший собственник недвижимости , если результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика. Он вправе подать заявление до конца того календарного года, в котором объект выбыл из его собственности;
  2. арендатор недвижимого имущества , если арендная плата устанавливается исходя из кадастровой стоимости объекта. Неважно, в чьей собственности находится арендуемое имущество — в государственной, муниципальной или частной. Но если арендатор оспаривает кадастровую стоимость объекта, находящегося в частной собственности, необходимо предъявить письменное согласие собственника на ее пересмотр. Его можно оформить как отдельный документ либо прописать в договоре аренды;
  3. лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды государственного или муниципального земельного участка, если выкупная цена или арендная плата зависит от кадастровой стоимости.

Для определения кадастровой стоимости приближенной к рыночной, используются методы массовой оценки (расчет может быть основан на статистических данных и анализе средних цен в районе расположения того или иного объекта и часто не отражает реальных факторов влияющих на объект оценки, когда массовой оценкой занимается, удаленно, оценщик в Москве, а объект расположен в г.Кирове или Кировской области). Отсюда и возникает существенная погрешность и искажение рыночной стоимости здания, офиса, недвижимого имущества и необходимость уменьшить полученную кадастровую стоимость.

Это интересно:  Как получить кадастровый план земельного участка 2019 год

Основания для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

  • Недостоверность сведений об объекте недвижимости , использованных при определении его кадастровой стоимости, например местоположение, вид разрешенного использования, площадь и другие;
  • Завышенная рыночная стоимость на дату определения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости. При определении рыночной стоимости могут быть учтены индивидуальные особенности объекта недвижимости, например рельеф, конфигурация, износ и другие, что не учитывается при проведении массовой оценки.

Пересмотр (оспаривание) результатов оценки кадастровой стоимости допускается с привлечением независимых оценщиков, которые повторно проводят расчеты для определения индивидуальной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Далее есть два варианта развития ситуации:

1. Отчет представляется в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,

2. В суд, если разрешение спора во внесудебном порядке невозможно.

Ниже дается схема для того, чтобы организации или физические лица (предприниматели) смогли юридически грамотно уменьшить кадастровую стоимость объектов недвижимости и сократить имущественные налоги. При этом есть некоторые нюансы, если оспаривает кадастровую стоимость недвижимости организация или физическое лицо (предприниматель).

Этап 1 . Сделать независимую оценку рыночной стоимости оспариваемого объекта недвижимости или земельного участка.

Если кадастровая стоимость недвижимости превышает рыночную, в качестве кадастровой суд вправе установить рыночную стоимость (ч. 11 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ и п. 2 постановления). Поэтому процесс оспаривания собственник обязательно начинает с оценки рыночной стоимости объекта.

Оценщик, который будет по заявке ходатайствующего о пересмотре кадастровой стоимости выполнять отчет об оценке, должен соответствовать двум требованиям (ст. 4 и 24.7 Закона № 135-ФЗ и п. 20 постановления):

  1. являться членом саморегулируемой организации оценщиков;
  2. застраховать свою ответственность.

Поэтому спрашивайте у оценщика эти документы, потому что если специалист по оценке не отвечает этим требованиям, суд не примет составленный им отчет об оценке недвижимости (п. 20 постановления). А потому отчет об оценке не будет являться допустимым доказательством (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 1 ст. 61 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС)).

Важно напомнить, что кадастровую стоимость недвижимости можно оспорить двумя способами (ч. 1 и 2 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ):

    в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия);

Для юридических лиц предусмотрена обязательная досудебная процедура оспаривания . То есть перед подачей искового заявления в суд компания обязана оспорить кадастровую стоимость в комиссии (п. 9 постановления). Для этого нужно подать в комиссию соответствующее заявление, приложить к нему отчет оценщика о рыночной стоимости объекта и другие обязательные документы.

Комиссии созданы при каждом территориальном управлении государственного Росреестра. Информация о работе комиссий размещена на сайте Росреестра www.rosreestr.ru, где дается таблица со ссылками на региональные комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с адресами и телефонами.

Организация сможет обратиться в суд, только если комиссия:

  • отказала в пересмотре кадастровой стоимости;
  • не рассмотрела заявление компании в течение одного месяца со дня его поступления (ч. 19 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель (физическое лицо) вправе обращаться сразу в суд, потому что для граждан досудебное обжалование кадастровой стоимости не является обязательным (п. 10 постановления). Хотя при необходимости он может предварительно оспорить кадастровую стоимость в комиссии.

Перечень необходимых документов при обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра

  • заявление о пересмотре кадастровой стоимости , содержащее сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый и юридический адреса (в случае если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
  • отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков , членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков, в случаях, установленных Типовыми требованиями к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69.

В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия может принять решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, — положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

У заявителя есть право просить суд о выполнении одного из следующих требований (п. 1 и 2 постановления):

  • установить в качестве кадастровой стоимости объекта его рыночную стоимость (подробнее читайте во врезке ниже);
  • оспорить решение комиссии об отказе в пересмотре кадастровой стоимости;
  • оспорить действия или бездействие комиссии.

Не следует включать в исковое заявление иные требования. Например, о перерасчете налога на имущество, земельного налога или арендных платежей (п. 5 постановления).

Эти требования рассматривают арбитражные суды (ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ). А мы подаем заявление в суд общей юрисдикции, а у нет полномочий для их рассмотрения. При наличии подобных требований суд вправе вернуть исковое заявление без рассмотрения (подп. 2 п. 1 ст. 135 ГПК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 129 Кодекса административного судопроизводства РФ КАС).

К исковому заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить следующие документы (п. 11 постановления):

  1. вместо кадастровой справки о кадастровой стоимости необходимо представлять выписку из ЕРГН Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. С 1 января 2017 года по федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости теперь содержатся в указанной выписке. Выписка предоставляется бесплатно по запросам любых лиц через офисы многофункциональных центров. Ее бумажный, а также электронный вариант можно заказать через сайт Росреестра или Единый портал государственных услуг. При этом необходимо помнить, что при подаче выписки в Комиссию электронный вариант должен быть заверен электронно-цифровой подписью. В выписке указана дата, на которую определена кадастровая стоимость;
  2. копию свидетельства о праве собственности на объект (если заявителем является собственник). Ее нужно заверить у нотариуса;
  3. отчет оценщика о рыночной стоимости объекта. Он должен быть составлен на ту же дату, на которую проведена кадастровая оценка (ч. 4 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ и п. 12 постановления);
  4. экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков , подтверждающее соответствие отчета оценщика требованиям законодательства (в отдельных случаях);
  5. решение комиссии об отказе в пересмотре кадастровой стоимости;
  6. копию платежки или иного документа об уплате госпошлины . Заявитель уплачивает ее за каждый объект недвижимости, кадастровую стоимость которого оспаривает (п. 30 постановления). За рассмотрение иска в суде организация вносит в бюджет по 2000 руб. за объект, предприниматель — по 300 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Суд обязан рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев со дня его получения (п. 1 ст. 154 ГПК РФ и ст. 141 КАС РФ). В случае необходимости суд вправе привлечь к участию в деле специалистов нужного профиля, вызвать оценщика для дачи пояснений и даже назначить экспертизу (п. 21, 22 и 23 постановления).

Участник долевой собственности вправе обратиться в комиссию или суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников. Ведь каждый собственник самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях (п. 2 ст. 392 и п. 3 ст. 408 НК РФ, п. 6 постановления). Суд пересматривает кадастровую стоимость этого объекта в целом (п. 17 постановления).

Несогласие других собственников учитывается судом, но само по себе не является основанием для отказа в изменении кадастровой стоимости

Если суд своим решением изменил кадастровую стоимость объекта, в резолютивной части решения он обязан указать (п. 25 постановления):

  • новую кадастровую стоимость (п. 3 ст. 249 КАС РФ). Сведения об этой стоимости должны внести в государственный кадастр недвижимости;
  • дату подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости . Эта информация необходима, чтобы определить дату перерасчета имущественных налогов. Если заявителем является организация, в резолютивной части решения суд отражает дату ее обращения в комиссию. В отношении предпринимателя он указывает дату подачи иска в суд. Если ИП предварительно обращался в комиссию, ставится дата подачи заявления в комиссию.

Затем, пересмотренная кадастровая стоимость недвижимости, установленная судом, используется для расчета налога на имущество и земельного налога с начала календарного года, в котором заявитель начал процесс обжалования (п. 15 ст. 378.2 и п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель до суда обращался в комиссию, он ориентируется на дату подачи заявления в комиссию (п. 25 и 28 постановления).

Налоги можно пересчитать только после внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Эта стоимость применяется до утверждения результатов очередной кадастровой оценки недвижимости (п. 28 постановления).

ООО «Газпром» в мае 2015 года обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости офисного здания, которая была установлена по состоянию на 1 января 2015 года.

Суд уменьшил кадастровую стоимость до уровня рыночной (согласно отчету независимого оценщика). Решение суда вступило в силу 15 июля 2015 года.

Росреестр внес сведения о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости 10 сентября 2015 года.

В сентябре организация вправе пересчитать налог на имущество за 1-e полугодие 2015 года исходя из кадастровой стоимости офисного здания, установленной решением суда. Эту же стоимость компания будет использовать при расчете налога на имущество за 9 месяцев и по итогам 2015 года.

Все те же действия действительны для перерасчета арендной платы или выкупной цены по 159-ФЗ , размер которой зависит от кадастровой стоимости объекта, условие о внесении новых сведений в государственный кадастр недвижимости не предусмотрено (п. 28 постановления). То есть арендные платежи или выкупную цену стороны вправе пересчитать сразу после вступления в законную силу решения суда.

Если суд отказал в пересмотре кадастровой стоимости конкретного объекта на определенную дату, организация или предприниматель не вправе повторно ее обжаловать (п. 27 постановления) на туже дату. Но они могут подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости по этому же объекту, которая установлена на другую дату. Например, на 1 января следующего года.

Ниже дается примерная стоимость услуг по оспариванию стоимости недвижимости. Цены взяты для Кировской области. Для «богатых» регионов цены будут выше.

  • подготовка отчёта оценки рыночной стоимости независимым оценщиком от 15000 тысяч рублей;
  • стоимость экспертизы отчёта оценки в СРО от 20000 тысяч рублей;
  • оплата государственной пошлины , согласно НК РФ, при обращении в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и признанием кадастровой стоимости на уровне рыночной – 4000 тысячи рублей;
  • оплата юридических услуг по оспариванию кадастровой стоимости в Арбитражном суде, в среднем начинается от 30000 тысяч рублей.
  1. Корнеева — Судебная практика рассмотрения дел об оспаривании КС ЗУ
  2. Метлохова — Иск об исправлении кадастровой ошибки как способ защиты права собственности
  3. Тимофеев — Возмещение судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости
  4. Кузнецов, Козин — Расчет прибыли предпринимателя при оценке ОКС для оспаривания кадастровой
  5. Козин, Кузнецов — Оспаривание кадастровой стоимости
  6. Савицкий — Судебная экспертиза и оспаривание КС
  7. Горяинова — Судебная оценочная экспертиза_ нюансы применения в спорах о кадастровой стоимости недвижимости
  8. Едрисова — Типичные ошибки в отчетах по оспариванию
  9. Канавин — Какие обстоятельства помогут выиграть спор о КС, примеры из практики
  1. Каминский — Кадастровая оценка — сотрудничать нельзя противостоять
  2. Дубовик — Некоторые вопросы совершенствования методики кадастровой оценки земли
  3. Налог по недвижимости от КС (нормативка)
  4. Пылаева — Фазы стадии и этапы кадастровой оценки недвижимости
  5. Радченко — Нас явно недооценивают
  6. Шогин — Кадастровая оценка — иной взгляд на порядок проведения
  7. Карцев — Оценка ОКСов при оспаривании кадастровой стоимости
  8. Карцев — Рекомендации по подготовке отчетов для оспаривания кадастровой стоимости
  9. Карцев — Оценка для оспаривания
  10. Карцев — Рекомендации к отчетам по оспариванию
  11. Карцев — Рекомендации по подготовке отчетов в рамках оспаривания
  12. Смоляк С.А. О математическом обеспечении оценок кадастровой стоимости
  13. Коростелев — Кадастровая оценка. Итоги 2016
  14. Козин,Кузнецов — Расчет прибыли предпринимателя при оценке ОКС для оспаривания кадастровой стоимости
  15. Ильин — Оценка ОКС для целей оспаривания
  16. Грибовский — К вопросу об уменьшении количества оспариваний кадастровой стоимости.pdf

  1. КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ
    Что такое кадастровая стоимость недвижимости, земельного участка. Для чего её определяют.
  2. УЗНАТЬ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ СВОЕГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ЗДАНИЯ или КВАРТИРЫ
    Статья поможет узнать как считается кадастровая стоимость недвижимости, как можно узнать кадастровую стоимость здания или земельного участка.
  3. Заявление ПЕРЕСМОТР, ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
    Приведены различные формы заявлений для подачи в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Это интересно:  Как исправить кадастровую ошибку, сделанную инженером? 2019 год

Оценка стоимости по кадастру используется во многих операциях, связанных с землей. Но когда показатель чрезмерно завышен, это увеличивает расходы собственника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Можно ли в 2019 году опротестовать кадастровую оценку участка? Любое недвижимое имущество в России должно состоять на кадастровом учете, в том числе и земельные участки.

Во избежание путаницы и для точной идентификации каждому объекту присваивается кадастровый номер. Но владение недвижимостью обязует собственников к уплате налогов.

А для этого нужно знать, сколько стоит имущество. Требуется знание цены и при иных операциях с землей.

На этом основании определяется стоимость объекта по кадастровой оценке. Как в 2019 году оспорить и изменить кадастровую стоимость земли?

В России все сведения о земельных участках хранятся в кадастре, который ведут уполномоченные государственные органы.

Каждый земельный участок или его обособленная доля имеет собственный номер, являющийся уникальным числовым кодом. Это позволяет осуществить идентификацию абсолютно любого учтенного объекта.

Но в соответствии с Конституцией РФ земля это еще и имущество, облагаемое налогами. Кроме того, немалые земельные территории принадлежат государству или субъектам РФ.

Земли сдаются в аренду физическим и юридическим лицам, желающим ими воспользоваться.

С целью правильного исчисления налогов и предотвращения путаницы при определении арендных платежей был учрежден такой показатель, как кадастровая стоимость.

Информация о кадастровой стоимости содержится в ЕГРН. Узнать эту стоимость можно посредством получения выписки из ЕГРН.

Запросить такие сведения вправе любое лицо – лично или через Интернет-ресурсы. Когда результат определения стоимости по кадастру затрагивает интересы заявителя, и он считает оценку завышенной, то можно запросить разъяснение.

Обращение с просьбой разъяснить порядок оценки направляется в государственное учреждение, проводившее определение стоимости.

В тридцатидневный срок предоставляется ответ о том, что стало основанием для установления конкретной цены. Если заявитель по-прежнему уверен в завышении цены, то он вправе оспорить кадастровую стоимость.

Кадастровой стоимостью земельного участка именуется публичный эквивалент его цены. Это среднее значение суммы, которую теоретически заплатили бы за участок на рынке.

Рассчитывается кадастровая стоимость как произведение площади и удельного показателя стоимости.

Удельный показатель устанавливается исходя из совокупности определенных параметров. Основное значение имеют местоположение участка и вид его разрешенного использования.

В каждом субъекте РФ проведение кадастровой оценки земель основано на решении местных властей. Период переоценки устанавливается любой, но не более пяти лет.

Когда местный орган управления принимает решение о необходимости оценки, он в качестве заказчика и при участии территориального отделения Росреестра устраивает публичные торги.

В них принимают участие организации, имеющие лицензию на занятие оценочной деятельностью.

С выбранным оценщиком заключается государственный договор для проведения массовой оценки участков.

Стоимость определяется на основании таких факторов, как:

  • категория земли;
  • средняя рыночная цена на аналогичные участки;
  • месторасположение;
  • наличие элементов благоустройства.

Утвержденные значения заносятся в базу кадастрового учета территориального отделения Росреестра.

Порядок оценки предполагает расчет удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр.

Причем показатель это разнится в зависимости от вида разрешенного использования и категории земли.

После установления удельных показателей для разных типов земель рассчитывается стоимость каждого отдельного участка на основании его площади.

Когда для участка характерно наличие нескольких видов разрешенного использования, то при расчете используется наибольший удельный показатель стоимости из всех дозволенных видов использования.

Определение стоимости необходимо для целей налогообложения. Используется кадастровая оценка и в иных случаях.

В частности на основании цены рассчитывается арендная плата при сдаче в аренду государственных земель.

Устанавливается кадастровая стоимость земель независимыми оценщиками на основании ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», исходя из решения региональных или местных властей, не реже одного раза в пять лет, но и не чаще одного раза в три года.

Новый норматив утверждал монополию на проведение оценки специально созданными субъектами РФ государственными бюджетными учреждениями (ГБУ).

Кроме того предусмотрено, что в период с 2019 до 2020 годы кадастровая оценка может проводиться согласно новому закону или старому.

Одновременно с принятием нового положения посредством ст.19 ФЗ № 360 от 3.07.2016 введена норма, позволяющая до 1.01.2020 года использовать кадастровую стоимость, установленную до 1.01.2014. Если позднее была определена меньшая стоимость, то применять следует именно ее.

В то же время ст.24 закона «О кадастровой оценке» не воспрещает субъектам РФ образовать уже в 2019 году ГБУ и осуществить новую оценку.

Единственное требование это соблюдение минимального трехлетнего интервала между кадастровыми оценками.

Несколько позже ст.10 ФЗ № 401 от 30.11.2016 было установлено, что субъекты РФ вправе самостоятельно решать, применять ли наименьшую кадастровую стоимость или провести оценку по новому закону.

Понятно, что на фоне постоянного дефицита бюджета вряд ли регионы откажутся от возможности переоценки земель в большую сторону и добровольно утвердят применение минимальной оценки.

Следовательно, в ближайшие годы стоит ожидать массовой кадастровой оценки.

При определении кадастровой стоимости земель применяются массовые методы оценки. По этой причине установленная кадастровая стоимость может существенно превышать стоимость рыночную.

Какие нужны документы при покупке квартиры, читайте здесь.

Закон позволяет заинтересованным лицам оспорить итоги кадастровой оценки. Во внесудебном порядке споры об итогах оценки рассматриваются специальными комиссиями при Росреестре.

Также оспаривание кадастровых данных возможно через суд. Инициаторами оспаривания кадастровой оценки становятся:
• физлица, чьи интересы затрагивает определение стоимости земли по кадастру;
• заинтересованные юридические лица;
• органы государственной и местной власти (в отношении государственной и муниципальной стоимости).

Основной причиной для оспаривания кадастровых данных становится повышение налогов. Снижение стоимости по кадастру нужно для уменьшения налога на землю.

Согласно последним законодательным поправкам расчет налогов основывается на рыночной стоимости имущества, то есть исходя из кадастровой стоимости.

Кроме того от кадастровой оценки зависит размер арендной платы, стоимость выкупа земельного участка из госфонда и некоторые иные расходы.

При завышении стоимости увеличиваются расходы тех, кто владеет и пользуется землей. Но для понижения кадастровой стоимости нужны веские основания, одного желания заявителя здесь недостаточно.

Основаниями для пересмотра данных кадастра выступают:

  • использование при проведении оценки недостоверной информации об объекте;
  • обнаружение в документах ошибок, способствующих завышению стоимости;
  • изменение основных характеристик участка.

Если нужно изменить стоимость по причине объективных изменений параметров участка, то в Росреестр подается надлежащее заявление и удостоверяющие документы.

Например, собственник перевел свою землю из категории СНТ в ИЖС, соответственно поменялась и кадастровая стоимость.

Кадастровые погрешности исправляются в административном или судебном порядке.

Лицо, инициировавшее оспаривание стоимости по кадастровой оценке, обязано аргументировать свои требования и обосновать обстоятельства, на которые ссылается при обращении.

То есть заявитель обязан представить ряд документов. Причем действовать он может как самостоятельно, так и через представителя в лице специализированной фирмы.

Перечень нужных документов включает в себя:

При обращении в суд оплачивается пошлина и предоставляются дополнительно:

Заявление без нужных документов к рассмотрению не принимается.

Порядок действий при оспаривании кадастровой стоимости выглядит так:

  1. Предварительный анализ цены участка. На его основании устанавливается, завышена ли в действительности кадастровая стоимость и сопоставимы ли расходы с будущей выгодой.
  2. Составление экспертами отчета об оценке рыночной стоимости участка.
  3. Сбор пакета документов.
  4. Подача заявления и документов к комиссию субъекта РФ.
  5. Обращение в суд.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка физическому лицу? Физлица вправе адресоваться сразу в суд.

Для юрлиц порядок досудебного урегулирования ранее был обязателен, в 2019 году юридическому лицу дозволено сразу обращаться в судебные органы.

Поданное в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости участка рассматривается в течение месяца.

В семидневный срок после подачи заявления уведомляется о дате рассмотрения обращения орган местного самоуправления и непосредственно заявитель. Неявка участников не влияет на принятие решения.

Видео: как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Правомочность заседания комиссии признается при участии не меньше половины ее членов. О вынесенном решении заинтересованные лица извещаются в течение пяти дней после заседания.

Вердикт комиссии может быть положительным и тогда стоимость изменяется или отрицательным, что позволяет обратиться в суд.

Заявитель может оспорить в суде решение комиссии или результаты определения кадастровой стоимости.

В качестве требования заявляется изменение кадастровой стоимости на основании приведенных аргументов и/или отмена решения комиссии.

Иные требования вместе с оспариванием кадастровой стоимости не рассматриваются. Ответчиком по делу выступает Росреестр и орган, утвердивший результаты оценки.

Период исковой давности для оспаривания кадастровой стоимости равен пяти годам с момента внесения результата оценки в Кадастр.

После 5 лет стоимость и так изменится по причине проведения новой оценки. Новую оценку можно оспорить, а вот прежнее значение оспариванию уже не подлежит.

Если суд удовлетворит заявленное требование, то в решении указывается новая кадастровая стоимость, которая заносится в Кадастр недвижимости.

В течение месяца решение суда позволяется обжаловать в апелляционном порядке.

После вынесения комиссией или судом положительного решения о пересмотре стоимости участка Кадастровая палата (Росреестр) субъекта РФ обязана внести соответствующие изменения в кадастр недвижимости.

В дальнейшем эти сведения будут запрашиваться налоговой инспекцией при проверке налоговых деклараций. Но тут возникают нюансы.

По закону измененные на основании оспаривания кадастровые сведения для целей налогообложения используются, начиная с года подачи заявления о пересмотре результатов кадастровой оценки.

И если год обращения отличается от года принятия решения, придется доказывать налоговым органам необходимость применения измененной стоимости.

Налоговая инспекция может отказать в возврате или зачете излишне уплаченных налогов, поскольку в кадастре за предыдущий год отображена устаревшая стоимость. Надлежащей базы по подобным ситуациям еще не сформировано.

В ст.24.19 ФЗ № 135 сказано о возможности юридических и физических лиц оспорить кадастровую оценку, если затронуты их права и интересы.

К заинтересованным лицам можно отнести:

  • собственников;
  • арендаторов;
  • субъектов, владеющих землей по праву постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения;
  • лиц, желающих осуществить выкуп земельного участка, цена которого зависит от кадастровой стоимости.

Право последней категории лиц довольно долго подвергалось сомнению, поскольку право собственности или владения у них отсутствует.

Суд указал на то, что оценка объекта не связана с правом собственности на объект.

Основанием для оспаривания становится наличие права аренды участка и преимущественного права на заключение нового арендного договора.

Поскольку расходы лица обусловлены именно кадастровой стоимостью, то имеет место полное право на защиту собственных интересов и оспаривание кадастровой оценки, предоставляемое потенциальному арендатору.

Как рассчитать стоимость квартиры для продажи онлайн, читайте здесь.

Можно ли продать дом, купленный на материнский капитал, смотрите здесь.

Нередко собственники участков задаются вопросом, а нужно ли оспаривать кадастровую стоимость. Сбор документов, а тем более судебный процесс, потребуют финансовых издержек.

Оспаривать завышенную кадастровую стоимость земельного участка в 2019 году можно и нужно.

А после утверждения нового порядка исчисления налога на недвижимость данная процедура обрела еще большую актуальность.

Если по итогам проверки кадастровой стоимости она оказалась слишком большой, то следует незамедлительно инициировать процесс ее изменения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: zakonius.ru, xn——6kcbaababou8b2age7axh3agnwid7h4jla.xn--p1ai, www.assessor.ru, jurist-protect.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий