Разгосударствление и приватизация — собственности, процесс предоставил возможность, экономическое содержание 2019 год

Разгосударствление экономики является одним из направлений реформирования современного национального хозяйства.

В специальной литературе термин «разгосударствление» обозначается как процесс ликвидации монополии государственной собственности.

При разгосударствлении экономики осуществляется процесс передачи от государства физическим или юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление рассматривается как важное направление перехода от административно-командной к рыночной экономике, укрепления самостоятельности товаропроизводителей, насыщения рынка товарами и услугами, повышения их качества, ликвидации монополизма государственных предприятий.

Цель разгосударствления экономики состоит в том, чтобы снизить долю государственной собственности в национальной экономике, покончить с ее тоталитарной обезличенностью, заинтересовать производителя в результатах своего труда, повысить эффективность производства, выпускать конкурентоспособную продукцию. В этой ситуации будет обеспечиваться необходимый уровень независимости, экономическая ответственность производителей.

В процессе разгосударствления решаются следующие задачи:

• формируются основы для экономической свободы граждан. Это можно достигнуть путем предоставления им права собственности, создания частного сектора экономики, образования акционерных обществ и арендных предприятий;

• разграничиваются функции государственного управления и функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью, которые передаются производителям;

• обеспечивается экономическая ответственность товаропроизводителей за результаты своей производственно-коммерческой деятельности. Усиление экономической ответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы к использованию инноваций (новшеств), что приводит к росту эффективности производства;

• разрушается монополия государств в производственнокоммерческой деятельности и создается конкурентная среда товаропроизводителей;

• сокращаются государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий. Высвободившиеся бюджетные ассигнования, например, можно на править на развитие социальных программ, обеспечивающих повышение уровня жизни людей.

Разгосударствление экономики, как правило, осуществляется в двух направлениях: путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятия; путем разгосударствления собственности (рис. 5.1).

Сущность первого направления состоит в передаче основной части управленческих функций от органов государственного управления к предприятиям и другим объектам. Однако это направление недостаточно эффективно, так как оно не меняет основу экономических отношений — отношений собственности. Ограничение влияния государства на хозяйственную деятельность предприятий можно достигнуть за счет уменьшения размера госзаказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей между предприятиями, а также арендных отношений.

Сущность второго направления — это процесс создания многоукладной экономики. Оно может осуществляться как путем организации новых предприятий, основанных на негосударствен-

Рис. 5.1. Направления разгосударствления экономики

ных формах собственности, так и путем приватизации государственных предприятий. Реализация указанных путей разгосударствления экономики может базироваться на акционерных отношениях. Например, создание акционерных обществ на долевой основе можно осуществить путем выпуска акций на полную балансовую стоимость предприятия и раздела их между членами коллектива, согласно их трудовому вкладу.

Чтобы ускорить процесс разгосударствления собственности, проводится преобразование государственных предприятий в предприятия других форм собственности, т. е. приватизация. Приватизация влечет за собой признание права каждого работника самостоятельно, по своему усмотрению, распоряжаться своей собственностью и использовать ее для личных или иных целей.

Оба направления разгосударствления экономики, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность создают предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И наоборот, разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере.

Таким образом, разгосударствление экономики обусловлено необходимостью перевода национальной экономики на рыночные отношения, при ее осуществлении снижается воздействие государства на хозяйственно-коммерческую деятельность предприятия.

Основные принципы приватизации. Приватизация является одним из основных этапов процесса разгосударствления экономики.

Приватизация (от англ, private — частный, единичный) всегда означает смену государственной формы собственности частной (приватной). Наряду с традиционным ее пониманием как процесса передачи объектов, определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней данное понятие охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого-либо права, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования.

Разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности — права пользования и права владения. Приватизация — это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, т. е. частную собственность. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы — право непосредственного правления ими. Отсюда следует, что приватизация — наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности.

Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние экономики, признание факта, что рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.

В экономической литературе описаны различные этапы приватизации.

1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объекты государственной собственности частным лицам или группам инвесторов. Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

3. Спонтанная приватизация. В этом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ее осуществления. Здесь действует закон джунглей, или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятных для новых собственников. Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.

4. Частичная имущественная приватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.

5. Собственность трудовых коллективов. Согласно действующему законодательству в Республике Беларусь преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.

6. Реприватизация собственности — это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности, ранее национализированной (конфискованной) государством.

Учитывая опыт приватизации в других странах, Республика Беларусь осуществляет этот процесс, опираясь на следующие принципы:

• соблюдение законности. В соответствии с этим принципом государство создает законодательную и нормативную базу. Процесс приватизации в Беларуси регулируется нормативными документами, прежде всего законами «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», Государственной программой приватизации;

• сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что при проведении приватизации должны преобладать платные формы приобретения государственных предприятий другими собственниками. Эти формы приватизации по сравнению с безвозмездной передачей являются экономически более целесообразными, предполагают хозяйственную самостоятельность, подлинную ответственность, формируют реального хозяина. Вместе с тем полностью возмездная приватизация не может быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Беларуси, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом;

• право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. Этот принцип вытекает из общенародного характера государственной собственности. Возможны несколько подходов к разделу части стоимости государственного имущества: поровну между всеми, пропорционально возрасту, пропорционально стажу, пропорционально возрасту с учетом стажа работы и др.;

• дифференциация методов, способов и процедур приватизации. Необходимость соблюдения этого принципа вызвана наличием множества несопоставимых между собой объектов приватизации. Это предполагает гибкое сочетание общих принципов приватизации с дифференцированным использованием методов и способов приватизации;

• предоставление льгот субъектам приватизации. Смысл этого принципа заключается в том, что преимущественное право в приобретении объектов государственной собственности должно быть предоставлено трудовым коллективам предприятия, так как одной из важнейших задач приватизации является повышение трудовой активности и на этой основе рост объемов и эффективности производства;

• осуществление широкой гласности при проведении приватизации. Данный принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации, ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей профсоюзов и местной законодательной власти в работе комиссий по приватизации; обеспечение гражданам возможности обращаться в суд и другие органы в случаях ущемления их интересов;

• контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Вся работа по приватизации должна идти под контролем как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся;

• соблюдение постепенности и поэтапности. Выполнение этого принципа позволит на должном уровне организовать процесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.

Это интересно:  Приватизация кооперативной квартиры - нужна ли, в Москве, с чего начать, в России 2019 год

При проведении приватизации государственной соОсгтчии» сти могут достигаться следующие цели:

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• создание условий для формирования новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности;

• развитие конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

• сокращение вмешательства государства в экономику;

• формирование слоя частных собственников;

• освобождение бюджета от излишних расходов за счет уменьшения субсидий и ограничения расходов на управление и контроль;

• приведение в действие или активизация механизмов привлечения капитала.

В процессе приватизации государственных предприятий решаются следующие задачи:

• на макроэкономическом уровне активизируются рыночные начала в экономике; осуществляется децентрализация экономики; сокращаются масштабы государственной предпринимательской деятельности; повышается эффективность всей хозяйственной системы; в условиях кризиса укрепляется государственный сектор экономики;

• на микроэкономическом уровне задачи приватизации состоят в том, чтобы улучшить технико-экономические показатели работы предприятий, освободить их от государственной сверхцентрализации и бюрократизации, предоставить администрации и трудовым коллективам право самостоятельно принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам.

Приватизация государственных предприятий является сложным процессом, требующим большой подготовительной работы по оценке стоимости выкупаемого имущества, изучению возможностей выкупа, обоснованию и выбору методов и способов приватизации.

Методы и способы приватизации. В мире существуют два основных метода к решению проблемы приватизации собственности — возмездный (платный) и безвозмездный (бесплатный) (рис. 5.2).

Первый метод предусматривает в основном продажу государственной собственности юридическим лицам и гражданам, а также аренду с последующим выкупом. Могут использоваться при этом различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

Рис. 5.2. Методы приватизации государственной собственности

Второй метод предусматривает два подхода. Прежде всего осуществляется передача имущества государственных предприятий и организаций в собственность занятых на них работников. Второй подход базируется на разделе и безвозмездной передаче основной части государственного имущества всем членам общества в равных размерах, соответственно возрасту и трудовому стажу.

Каждый из приведенных методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки. Например, приватизация методом купли-продажи обеспечивает действие рыночных законов, повышает заинтересованность хозяина в результатах труда, дает антиинфляционный эффект, предоставляет возможность выбора покупателя, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Для того чтобы приватизация не превратилась в способ легального и чрезмерного обогащения немногих при ограниченности денежных средств у населения и предприятий, осуществление безвозмездной передачи госимущества вызывает снижение социальной напряженности в обществе, расширяет круг потенциальных собственников в различных сферах экономики, позволяет компенсировать потери от безработицы и роста цен, а также является быстрым способом раздела и преобразования государственной собственности в частную.

Учитывая особенности двух вышеназванных методов, в Республике Беларусь признано процесс приватизации осуществлять следующими способами: путем выкупа арендованного имущества; продажи акций, принадлежащих государству; продажи имущества госпредприятий по конкурсу и на аукционе; на основе безвозмездной передачи части госсобственности гражданам.

Успех приватизации во многом зависит от отношения к этому процессу государства. Поэтому законодательством Республики

Беларусь предусмотрено установление трудовым коллективам, приватизирующим государственную собственность, следующих гарантий:

• деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации;

• до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. C момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством;

• если предприятие приватизировано сторонним покупателем, то новый собственник обязан выкупить чеки членов трудового коллектива, если они этого потребуют. Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать негосударственный сектор экономики, который в дальнейшем может способствовать выводу экономики из кризисного состояния.

Положительные и отрицательные черты приватизации как одного из направлений разгосударствления собственности, заключающегося в передаче ее в частную собственность отдельных граждан, юридических лиц. Особенности процесса приватизации в Республике Казахстан.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

На тему: Экономическое содержание процессов приватизации, национализации и разгосударствления. Преобразование отношений собственности в РК

Экономическое содержание процессов приватизации, национализации и разгосударствления. Преобразование отношение собственности в РК

Разгосударствление — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация необходима для:

1) Увеличение предприятии в стране, для обеспечение работой население, при этом формируется слой частных собственников.

2) Создание конкурентной среды, которая за собой влечет повышение эффективности всех экономически крепких предприятии.

3)Сокращение правительственных расходов, так как каждое предприятие стремиться получить максимальную выгоду.

4)Содействие демонополизации экономики.

5)Привлечение иностранных инвесторов с новыми идеями и методами экономики развитых стран.

Существуют следующие способы приватизации:

1. Купля-продажа по конкурсу на аукционе (продажа объектов государственной собственности при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий)

2. Продажа долей (акции) в капитале предприятия (критериями победы являются объем и сроки инвестиций в объект приватизации)

3. Выкуп имущества предприятия, сданного в аренду (аукцион-продажа предприятий на открытых торгах, когда от покупателя ничего не требуется, кроме предложения максимальной цены).

Приватизация имеет положительные и отрицательные черты:

1) приватизация способствует росту прибыльности производства за счет снижения его затрат.

2) Увеличение бюджета страны создает возможности быстрого развития страны.

3) Демонополизация, развитее мощной конкуренции которое способствует внедрению инновации.

1)Возникновение теневого капитала

2)Усиление социальных противоречий в обществе

3)Нехватка ресурсов в стране для предприятии

4)Увеличение ущерба окружающей среде

5)Увеличение роста цен на товары и услуги

Приватизация в РК состояла из трех основных видов:

1. Малая приватизация — с численностью работающих до 200 человек.

2. Массовая приватизация — рассчитана на средние и крупные предприятия (более 200 чел.), основывается на распределении приватизационных купонов среди населения.

3. Приватизация по индивидуальным проектам (более 5000чел.) — крупные, стратегические отрасли промышленности.

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться полным или частичным выкупом. Следует отличать Национализация как общую меру государства по проведению социально-экономических преобразований от реквизиции (экспроприации) как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и конфискации как меры индивидуального (уголовного или административного) наказания.

С 1991 г. Конституцией Республики Казахстан впервые определено право частной собственности, тогда были предприняты первые меры по приватизации и разгосударствлению, целью которых было преобразование государственной собственности в другие формы, создание условий для перехода к рыночной экономике. Такие решительные реформы в области экономики странны протекали в нескольких этапах, на каждый из которых были составлены программы, приняты законы.

Принятый 22 июля 1991 г. закон О разгосударствлении и приватизации» включал в себя следующие экономические формы государственной собственности:

1) Сдачу их имущества в аренду, его выкуп;

2) Выкуп имущества госпредприятия членами трудового коллектива, продажа имущества юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, а гражданам — по конкурсу или на аукционе;

3) Преобразование государственных предприятий в акционерное общество;

4) Передача объектов государственной собственности в концессию;

Намечалось приватизировать около 50% мелких и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий, большинство мелких магазинов, ряд организаций материально-технического снабжения и сферы услуг. На этот период приватизация осуществлялось посредством аукционов и конкурсов. Решение принимали только после подачи коллективом предприятия соответствующей заявки.

Учитывая темпы инфляции и отсутствие у населения средств для приватизации, в Казахстане на первом этапе ввели специальные платежные средства для участия населения в приватизации — приватизационные купоны. Которые выдавались по рабочему стажу. У кого его не было, то есть дети, инвалиды им выдавали 2000 купонов на каждого. Один купон эквивалентен 1 рублю того времени. Что привело к бурной приватизации жилья и объектов сельского хозяйства.

По итогам первого этапа был преобразован 4771 объект государственного имущества, в числе которых 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. В дальнейшем приватизация государственных сельхозпредприятий регулировалась специальным законодательством.

В рассматриваемый период активизировалась работа правительства по увеличению поступлений в бюджет средств от использования государственной собственности. До 2002 г. средства, полученные от приватизации государственной собственности, поступали в доход государственного бюджета, а с 2002 г. — на финансирование дефицита бюджета. Начиная с 2003 г. они направляются в Национальный фонд. Более чем десятилетний период реализации политики разгосударствления и приватизации в стране позволяет отметить следующие основные моменты. Главное — сформирован и функционирует частный сектор экономики, который создает 75% ВВП страны. Образован новый социальный слой частных собственников. Развивается малое и среднее предпринимательство. Достигнуто оздоровление финансового состояния предприятий. Снята напряженность бюджета за счет ликвидации расходов на содержание убыточных предприятий, жилого фонда. Поступившие от приватизации средства позволили направить значительные средства на решение самых неотложных задач в переходный для экономики страны период. В экономике в целом создана конкурентная среда за счет создания и функционирования различных рыночно-ориентированных хозяйственных структур.

Это интересно:  Права ребенка на жилплощадь - при разводе родителей, несовершеннолетнего, отца, инвалида, прописанного, после приватизации, при рождении 2019 год

приватизация разгосударствление собственность

Рассмотрев данную тему можно сказать что, национализация и приватизация на прямую взаимосвязаны друг с другом . И у каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые влияют на государства очень широкомасштабно. И также наш Казахстан в 20 веке подвергся приватизаций и национализаций , которая проходила в четырех этапов, которое повлияло на дальнейшее развитие в экономике Казахстана.

Разгосударствление – передача от государства физическим и юридич.лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Основными способами разгосударствления являются:

3) стимулирование создания и расширение сферы деят. смешанных предприятий (государственно-частных);

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, отказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

• формирование слоя мелких и средних собственников;

• сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

3. Понятие и функции рынка Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Это интересно:  Госпошлина на приватизацию квартиры - квитанция, в Москве, об уплате, стоимость 2019 год

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

4. Типы и модели рынкаРынок можно подразделить на два типа: рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца – это рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть покупателям.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть продавцам.

Кроме того, рынки можно подразделить на рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, рынок чистой монополии.

Рынок чистой конкуренции – рынок, где множество продавцов и покупателей каких-либо товаров. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает влияние на уровень цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Покупатели видят разницу качества и оформления товара и готовы платить по-разному.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов (обычно крупных компаний), чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. На таком рынке товары могут быть схожими (зерно, алмазы, сталь, уголь) или нет (автомобили, самолеты, компьютеры).

Рынок чистой монополии предусматривает только одного продавца. Такие продавцы могут устанавливать высокие потолочные цены.

Также рынки классифицируются и по другим признакам.

По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой.

По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений.

По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый, рынок интеллектуальной собственности.

С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный.

По объему продаж: розничный и оптовый.

По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»).

По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос

Результативность, эффективность деятельности предприятий определяется во многом типом экономической системы и, прежде всего, формой собственности.

Рыночная экономика, точнее, ее смешанный вариант, исторически доказала большую эффективность, нежели командная. Хотя рыночная экономика демонстрирует наличие экономических кризисов, наносящих существенный урон экономике и снижающих уровень жизни населения.

Командная экономика (ее часто называют административно-командной) имеет такие существенные недостатки, как:

1) негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения ресурсов включаются, как правило, лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике достигает критической точки;

2) низкая производительность, вызванная подавлением хозяйственной инициативы и получением необходимых административных разрешений.

Необходимыми условиями формирования подлинно рыночных отношений являются, во-первых, экономическая свобода производителей и потребителей, а, во-вторых, конкурентная сфера хозяйствования. А необходимым условием социальной направленности экономики является соответствующая стратегия государства и поддержка государством субъектов экономики в этом направлении. Поэтому в тот или иной период, в связи со сложившимися экономическими условиями, происходит перестройка структуры экономической системы либо в сторону усиления государственной собственности, либо усиления частной собственности.

Переход объектов из частной собственности (негосударственной) в государственную носит название национализации. Переход объектов из государственной собственности в частную называется приватизацией.

Национализация, как правило, осуществляется в период экономических кризисов, когда частные предприятия разоряются, становятся банкротами, а продукция, которую они выпускают, необходима, к тому же необходимо сохранить рабочие места, ослабить безработицу, всегда сопровождающую кризисы.

Приватизация осуществляется либо как процесс, обратный национализации, когда в результате подъема экономики государство вновь передает объекты в частные руки, либо как один из вариантов разгосударствления экономики. Второй случай сопряжен с принципиальной сменой экономической системы – переходом от командной экономики к смешанной (рыночной).

Разгосударствление – это крупномасштабный передел собственности более широкий процесс, чем просто приватизация. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы.

Основными признаками приватизации являются следующие:

— переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

— полная продажа госпредприятия частным лицам;

Авторитарно–бюрократические механизмы управления и централизованно распределительная система бывшего СССР с ее господством государственной собственности не смогли обеспечить эффективность экономики, более того, они оценивались враждебными обществу, высокомерно провозглашенному социалистическим. Поэтому переход России к рыночной экономике предопределил необходимость разгосударствления собственности на средства производства и, разумеется, на результаты производственной, а, равно, и любой другой (например, научной, культурной, общественной и др.) деятельности.

Опыт цивилизованных обществ убеждает в том, что они развиваются тем успешнее, чем четче очерчены и разграничены функции государства и конкретных сфер жизнедеятельности общества и его членов.

Опыт же СССР показывает со всей очевидностью, что функция государства была чрезмерно расширена за счет сужения функций иных сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества.

Указанное обстоятельство позволяет заключить, что разгосударствление как совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, во-первых, оптимизирует соотношение указанных функций, снимая с государства многие, но, разумеется, далеко не все, функции управления, а, во-вторых, способствует повышению креативных (творческих) начал в производственно–хозяйственной деятельности за счет наиболее активного фактора прогрессивного развития производства, каковым является человеческий фактор.

Разгосударствление собственности имеет целью развитие предпринимательства в пространстве конкурентной среды хозяйствования и вне монопольного пространства. Осуществление этого мероприятия предполагалось на основе определенной законодательной базы по следующим направлениям: создание многообразных форм хозяйствования и создание новых организационных структур хозяйствования (ассоциаций, концернов); признание каждого работника (физического лица) и трудового коллектива организаций (юридического лица) равноправными участниками разгосударствления собственности.

Итак, различие между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что первая призвана охватывать весь комплекс мер, направленных на упразднение авторитарной системы с ее монополизацией прав собственности, а вторая выступает в форме передачи собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам), что знаменует собой трансформацию отношений собственности.

Особо подчеркнем, что приватизация не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Мировой опыт свидетельствует о множественности задач, решаемых с помощью приватизации. Сюда можно отнести повышение рентабельности деятельности предприятия, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынков капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников.

Исходная правовая база приватизации в России была представлена двумя, принятыми в июле 1991 года законами: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных и приватизационных счетах и вкладах РСФСР», и Указом №721, предписывающим приватизацию каждого крупного предприятия в срок до 2 ноября 1992 года.

Объектами приватизации были обозначены: средние и крупные предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др., что привело в качестве итога приватизации к образованию новых субъектов собственности, ими стали частные лица, работники приватизированных предприятий, трудовые коллективы, банки, холдинги, акционерные общества и товарищества и др.

Так в России на смену монопольного господства общественной собственности в двух формах (государственной и колхозно–кооперативной) пришел фактический полиформизм собственности, обусловивший возникновение и развитие разнообразных структур (форм) хозяйствования.

Статья написана по материалам сайтов: economics.studio, revolution.allbest.ru, studopedia.su, studopedia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий