Способы приватизации: основные, порядок, механизмы 2019 год

Законодательством РФ предусмотрено несколько механизмов осуществления приватизации. Ее субъектами могут быть как граждане, так и организации. Объектами приватизации в соответствии с законодательством становятся предприятия, квартиры, земельные участки, нежилые помещения. В чем заключаются особенности осуществления процедуры их передачи из собственности государства или муниципалитетов в частные руки? Какие документы при этом следует собирать?

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Понятие «способы приватизации» также может трактоваться по-разному. В общем случае под ним следует понимать правовой механизм, посредством которого гражданин или организация приобретают в собственность тот или иной актив, а также основные характеристики и юридические основания для осуществления субъектами правоотношений тех или иных действий в рамках данного механизма.

Способ приватизации — это метод, предусмотренный законом и установленный для конкретного субъекта правоотношений — гражданина или организации. Во многих случаях он также может характеризовать конкретный тип недвижимости.

Рассмотрим особенности обоих основных механизмов передачи имущества из собственности государства или муниципалитетов в частные руки, а также соответствующие им основные способы приватизации подробнее. Начнем с процесса перехода активов государственных или муниципальных органов в частные руки.

В соответствии с законодательством РФ есть следующие способы приватизации имущества, которое принадлежит государственным или же местным органам власти:

  • преобразование предприятия, имеющего статус унитарного, в АО или ООО;
  • продажа имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, на аукционе, конкурсе;
  • продажа в рамках особых процедур ценных бумаг акционерных обществ, в том числе принадлежащих государству;
  • реализация имущества в рамках публичных предложений;
  • продажа активов, принадлежащих государству или муниципалитету, без публикации цены;
  • включение активов государственных или местных органов власти в уставные капиталы АО;
  • реализация акций АО по итогам доверительного управления в рамках механизмов, установленных законодательством.

Существует особая процедура, которая предусмотрена правовыми актами, регулирующими приватизацию, — преобразование имущественных комплексов предприятий в статусе унитарных в хозяйственные общества. Рассмотрим ее подробнее.

Итак, способы приватизации, предусмотренные законодательством РФ, включают процедуру, которая представляет собой преобразование имущественных комплексов предприятий, что относятся к унитарным, в хозяйственные общества — например, АО или ООО. Данный механизм возможен, если величина уставного капитала соответствующего хозяйственного общества соответствует минимальному показателю, установленному законодательством РФ для АО, либо превышает его.

В способы приватизации имущественных комплексов, предусмотренные регулирующими правовыми актами, также входит преобразование соответствующих экономических субъектов в общества с ограниченной ответственностью. Это возможно, если среднесписочное количество сотрудников или выручка вследствие осуществления предпринимательской деятельности унитарного предприятия в течение 3 лет, предшествующих приватизации, не превышает предельных показателей, которые установлены законодательством РФ, регулирующим вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

В случае если величина уставного капитала, учреждаемого в рамках приватизации хозяйственного общества, становится ниже минимального показателя, установленного законодательством РФ для АО, имущественный комплекс подлежит преобразованию в ООО.

Рассмотренные нами формы и способы приватизации государственного и муниципального имущества характеризуются довольно большим количеством нюансов, с точки зрения правоприменительной практики, отражающей выполнение теми или иными субъектами правоотношений требований законодательства РФ в части приватизации. Так, можно отметить, что процедура, о которой идет речь, чаще всего состоит из 3 этапов:

  • планирования;
  • рассмотрения компетентным субъектом различных документов;
  • непосредственно приватизации.

Конечно, в рамках каждого из них может быть большое количество иных процедур, но в целом передача имущества в собственность осуществляется именно в указанной последовательности.

Самый сложный этап, вне зависимости от того, какие конкретно способы приватизации имущества задействуются тем или иным субъектом правоотношений, — первый. В рамках данного этапа орган власти решает, соглашаться или нет на передачу тех или иных активов в частные руки. В рамках данной процедуры государственный или муниципальный орган осуществляет оценку объектов, которые в порядке, предусмотренном законодательством, могут подлежать приватизации.

То, каким образом будет реализован рассматриваемый процесс на практике, определяется, прежде всего, конкретной категорией имущества. Например, если способы приватизации предприятий, предусмотренные законодательством РФ в целом, не предполагают существенных сложностей при передаче тех или иных объектов их государственной собственности в частную, то, к примеру, объект, который имеет историческую или культурную ценность, в силу требований законодательства не может быть передан во владение гражданину.

Решение о передаче частному лицу того или иного государственного актива принимается на уровне федеральных органов власти — прежде всего, Правительством РФ. Это предопределяет довольно долгий процесс. Поэтому субъектам правоотношений, рассчитывающим применить соответствующие условия, способы приватизации государственного имущества, может потребоваться затратить большое количество времени на реализацию рассматриваемой процедуры. В свою очередь, если человек взаимодействует с органом власти на уровне региона или муниципалитета — приватизация может пройти достаточно быстро.

Важнейший аспект приватизации имущества, принадлежащего государственным или муниципальным структурам — информационное обеспечение процесса приватизации. Рассмотрим его особенности подробнее.

Информационное обеспечение в данном контексте — это совокупность мероприятий, проводимых государственными или муниципальными структурами в целях обеспечения возможностей получения свободного доступа любых лиц к сведениям о приватизации. Тот или иной субъект правоотношений может, таким образом, узнавать способы приватизации муниципального имущества или же того, что принадлежат государству, а также при наличии возможности и объективной потребности — участвовать в данной процедуре.

Основной инструмент информационного обеспечения приватизации — опубликование в интернете сведений в формате прогнозных планов или программ по передаче того или иного имущества в частные руки. При этом на серверах компетентных государственных ведомств могут отражаться данные, касающиеся имущества как федерального, так и принадлежащего региональным или же муниципальным структурам.

Кроме того, ведомства, отвечающие за информационное обеспечение рассматриваемой процедуры, должны публиковать сообщения о продаже тех или иных видов активов, а также формировать отчеты об итогах приватизации различных типов имущества.

Рассмотрим теперь те способы приватизации, что характеризуют данный процесс при рассмотрении его во втором контексте — как процедуры перехода в частные руки объектов жилой недвижимости, принадлежащих государству.

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Если передаваемый от государства или муниципалитета гражданину объект недвижимости — квартира, то в целях оформления ее в собственность квартиросъемщику необходимо подготовить:

  • документы, удостоверяющие личности всех граждан, которые прописаны в квартире;
  • договор, по которому человек пользуется жильем на праве социального найма;
  • ордер, являющийся основанием для заселения гражданина в квартиру;
  • выписку из жилищно-коммунальной компании о том, что у заявителя отсутствуют долги за соответствующие услуги;
  • справку, подтверждающую тот факт, что человек ранее не реализовывал свое право на бесплатную приватизацию квартир, поскольку, как мы отметили выше, воспользоваться гражданин им может только 1 раз бесплатно;
  • выписку из государственного реестра прав владельцев недвижимости;
  • заявления от граждан, проживающих с человеком в приватизируемой квартире.
Это интересно:  Плюсы и минусы приватизации квартиры - долевая, в Москве, в чем, какие 2019 год

Если говорить о рекомендациях юристов касательно приватизации жилья — многие из них советуют обязательно уточнять, нет ли необходимости дополнить данный перечень документов какими-либо иными источниками непосредственно в государственных или муниципальных органах власти, с которыми гражданин предполагает взаимодействовать в рамках процедуры получения права собственности за соответствующие объекты недвижимости. Также юристы советуют следить за сроками действия соответствующих документов — многие из них, например, справка из жилищно-коммунальной компании, должны быть свежими.

Можно отметить, что законодательством РФ также предусмотрены способы приватизации государственной собственности и нежилых помещений гражданами. Рассмотрим особенности данной процедуры подробнее — опять же, с точки зрения подготовки человеком необходимых документов.

Для того чтобы задействовать рассматриваемый механизм, гражданину нужно подготовить весьма объемный перечень различных источников, сопоставимый с тем, что нужен в рамках приватизации жилых помещений, а то и превосходящий его — как с точки зрения сложности комплектования, так и в плане общего количества источников, которые нужно собрать человеку. Так или иначе, заявитель должен предоставить в государственный или муниципальный орган, отвечающий за проведение приватизации, такие документы, как:

  • паспорт;
  • постановление, удостоверяющее правомерность приватизации помещения;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты гражданином государственной пошлины;
  • выписка из кадастра;
  • заявление с обращением о проведении необходимых процедур, связанных с регистрацией права собственности;
  • контракт на аренду — если соответствующий документ является основанием для осуществления приватизации;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Как мы отметили выше, способы приватизации государственного и муниципального имущества, имеющего статус нежилого фонда, в общем случае реализуются на платной основе. Конкретные расходы на осуществление данной процедуры человеку, пользующемуся недвижимостью, следует уточнять в государственных и муниципальных органах власти, в которые он обращается.

Способы приватизации в России, предусмотренные законодательством, также позволяют гражданам оформлять в собственность земельные участки. Рассмотрим данную процедуру подробнее — опять же с точки зрения, прежде всего, сбора необходимых документов.

Для того чтобы оформить земельный участок, изначально принадлежащий государству или муниципалитету, в собственность, гражданин должен подготовить такие документы, как:

  • заявление по установленной форме, в котором фиксируются сведения об участке, а также цель осуществления его приватизации;
  • паспорт гражданина — оригинал, а также ксерокопия;
  • выписка из единого реестра прав владельцев недвижимости;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о передаче земельного участка в пользование гражданину.

Итак, мы рассмотрели основные формы и способы приватизации, которые осуществляются на основе норм федеральных источников права. Но в ряде случаев осуществление передачи права собственности на тот или иной объект от государства гражданину или организации требует участия судов.

Например, это может быть обусловлено расхождениями сторон правоотношений в рамках приватизации в трактовке положений федерального законодательства — в части различных подводных камней в нормах права, или же иными спорами, которые сторонам не удается разрешить совместными усилиями без привлечения арбитража.

Какие распространенные подводные камни в рамках рассматриваемых правоотношений характеризуют процесс взаимодействия граждан и государства? Чаще всего обращение в суд осуществляется гражданами в случаях, когда:

— возникают проблемы с определением правового статуса приватизируемых объектов недвижимости — например, по причине отсутствия сведений о квартире в государственных реестрах;

— есть необходимость доказать в суде преимущественное право на выкуп той или иной недвижимости у государства или муниципального органа власти — в то время как данной возможностью желают воспользоваться другие граждане, и не всегда правомерно, или же возникает другая проблема — конкретные ведомства препятствуют инициативе гражданина приобрести имущество.

В исковом заявлении, которое направляется в судебную инстанцию, юристы рекомендуют фиксировать:

  • название суда, данные об истце — его Ф. И. О., адрес проживания, регистрации,
  • предмет спора или обжалования того или иного решения,
  • перечень доказательств нарушения прав гражданина,
  • конкретные требования истца,
  • перечень документов, которые дополняют заявление.

Стоит отметить, что основные способы приватизации, рассмотренные нами, при условии, что субъекты соответствующих правоотношений уделяют достаточное внимание обеспечению законности сделки, не предполагают в общем случае каких-либо сложностей. Самое главное — вовремя собрать документы. Еще лучше — уточнить их перечень в компетентном государственном или муниципальном органе власти.

Представим общую схему приватизации. Первоначально полномочным государственным органом принимается решение о приватизации. Затем предприятие готовится к приватизации: имущество инвентаризуется, оценивается, определяются способ, сроки и условия продажи, начальная цена объекта. Информация о приватизации объекта публикуется в официальном информационном бюллетене с указанием всех существенных сведений. При приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, включающий все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации и сроки их выполнения.

Это общая схема. Что касается конкретных способов приватизации, то Закон о приватизации 1991 г. предусматривал следующие:

  1. продажа предприятия по конкурсу;
  2. продажа предприятия на аукционе;
  3. продажа долей (акций) в капитале предприятия;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование предприятия в акционерное общество.

В тот период трудовым коллективам предоставлялись значительные льготы. К примеру, в 1992 г. существовало три варианта акционирования: 1) 25% привилегированных акций передаются безвозмездно, до 10% акций — со скидкой 30% от номинала, до 5% — продаются должностным лицам администрации; 2) до 51% обыкновенных акций продается трудовому коллективу; 3) 20% акций продастся со скидкой 30% коллективу, в отношении 20% акций — передается право на голосование акциями фонда имущества. При этом первоначальный взнос уплачивается в срок не более трех лет. При тогдашнем уровне инфляции рассрочка в три года представляла собой самое привлекательное кредитование. Государство могло также принять решение о закреплении «золотой акции», дающей право вето на решения общего собрания акционеров по наиболее существенным вопросам.

Закон о приватизации 1997 г. несколько расширил перечень способов приватизации, уже не подразумевая таких льгот трудовым коллективам:

  1. продажа имущества (в том числе акций) на аукционе;
  2. продажа имущества на конкурсе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ их работникам;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество;
  6. внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  7. отчуждение акций владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг.

Действующий Закон о приватизации 2001 г. предусматривает больший диапазон способов приватизации:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Исторические различия нормативных подходов любопытно проследить на примере продажи предприятия по конкурсу (представлены в таблице). Попутно вскрываются и несовершенства понятийного аппарата, и динамика законодательства. На начальном этапе смешивалось понимание предприятия как субъекта и как объекта права, на сегодняшний день объектом приватизации названо просто имущество.

Продажа государственного имущества по конкурсу

1) договор о выполнении условий конкурса;

2) собственно приватизационный договор

2) передаточный акт (после выполнения условий конкурса)

б) государственное (муниципальное) имущество

1) сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранение профиля предприятия на определенный планом приватизации срок;

2) обеспечение сложившегося числа занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия (на срок до года);

3) обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение первого года с момента его продажи;

Это интересно:  Порядок отказа от участия в приватизации квартиры 2019 год

4) финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс приватизируемого предприятия в течение определенного планом приватизации срока.

Перечень условий конкурса исчерпывающий

1) сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

2) переподготовка или повышение квалификации работников;

3) сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

4) ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; 5) реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Перечень социальных условий исчерпывающий.

1) реконструкция, приобретение оборудования, модернизация, расширение производства;

2) тарифный и нетарифный протекционизм в отношении российских товаропроизводителей;

3) погашение задолженности перед соответствующими бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Перечень инвестиционных условий примерный

1) сохранение определенного числа рабочих мест;

2) переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

3) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально- культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

5) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Перечень условий исчерпывающий. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год

Таким образом, вопрос о правопреемстве покупателя в отношении прав и обязанностей приватизированного предприятия решался различно:

  1. период с 19 июля 1991 г. до 1 марта 1996 г. (с момента вступления в силу Закона о приватизации 1991 г. до вступления в силу второй части ГК РФ): правопреемство покупателя универсальное, поскольку в результате приватизации предприятия (как юридического лица) происходит его реорганизация;
  2. периоде 1 марта 1996 г. до 25 июля 1997 г. (вступления в силу Закона о приватизации 1997 г.): правопреемство по основным правам и обязанностям можно назвать универсальным, но из передаваемых пассивов могут исключаться (как правило, в судебном порядке по иску покупателя) долги, не включенные в договор купли-продажи в соответствии со ст. 561 ГК РФ. Реорганизация приватизируемого предприятия удлиняется по времени и проводится новым собственником предприятия в течение определенного периода времени после вступления его в права собственности;
  3. период действия Закона о приватизации 1997 г.: правопреемство покупателя сингулярное по отношению к приватизируемому имуществу приватизируемого предприятия; само предприятие либо реорганизуется, либо ликвидируется учредителем;
  4. период действия Закона о приватизации 2001 г. (с 27 апреля 2002 г. — момента вступления в силу Закона о приватизации 2001 г.): правопреемство покупателя сингулярное; унитарное предприятие прекращается. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Без сомнения, предприятие как имущественный комплекс — весьма сложный объект. Даже тогда, когда отчуждаемое (или иным способом выступающее в качестве объекта) предприятие является, казалось бы, единственным вещным проявлением юридического лица, также существующего в организационно-правовой форме предприятия, переход права собственности на абсолютно все имущество в составе передаваемого комплекса не будет иметь места.

Хотя бы по той причине, что отчуждение предприятия как имущественного комплекса не влечет обязательного прекращения (или даже необходимой реорганизации) юридического лица — первоначального владельца, а статус юридического лица без обособленного имущества вообще (а речь здесь, безусловно, идет в первую очередь о вещах) просто немыслим. Вещное содержание предприятия — это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения — это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира 1 См.: Степанов С.А. Предприятие как имущественный комплекс по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. С. 51-52. .

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 «178-ФЗ (в редакции от 19.12.2006).

Способы приватизации – предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность ф/л и ю/л.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в ОАО (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ОАО); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены);

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества; право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену; аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителем заключается договор купли-продажи);

3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе (открытые торги; все победители получают акции ОАО по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности – не позднее 30 дней);

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия, срок выполнения которых не более года; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников; предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыскание с покупателя неустойки);

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ц/б, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);

6) продажа акций ОАО через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной цены);

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку раньше);

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО (может осуществляться (при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО); доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);

10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления (лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления; договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления – основание расторжения в судебном порядке обоих договоров; исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления).

Ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов:

приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО (только путем преобразования в ОАО);

Это интересно:  Приватизация жилых помещений: порядок, условия 2019 год

приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость ОС которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; посредством внесения в уставные капиталы ОАО);

приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения в уставные капиталы ОАО).

Большинство способов приватизации – договоры купли-продажи (8 из 10).

Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:

места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной акций ОАО);

особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);

выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);

вида рынка (продажа акций на организованном рынке – на фондовой бирже);

способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);

по моменту возникновения права собственности (при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя возникает после выполнения им условий конкурса).

3. Порядок, способы и механизм приватизации

Работа по приватизации предприятия начинается с изучения законодательной базы т.е. с анализа республиканской и местных программ приватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, что предприятие не попадает под какие-либо ограничения.

В этой связи республиканской программой определены предприятия по отдельным группам:

объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты, имеющие особый режим управления и являются монополией государства и затрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Перечень таких предприятий утверждается Верховным Советом Республики Беларусь;

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению правительства Республики Беларусь;

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;

объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии с местными программами приватизации.

В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых к приватизации.

Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив, то подготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составе представителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а также представителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересы трудового коллектива.

Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива на предмет выявления числа работников, согласных на выкуп предприятия и сколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждый работник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации в коллективе и готовности к преобразованию предприятия.

Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудового коллектива инициативная группа с привлечением специалистов готовит следующие основные данные:

— отраслевая принадлежность предприятия;

— численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на данном предприятии;

— структурная характеристика предприятия;

— среднемесячная заработная плата;

— степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать, какую численность работников следует сохранить, какие нужны структурные преобразования);

— балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов;

— стоимость оборотных средств;

— номенклатура выпускаемой продукции;

— отчётная и прогнозируемая прибыль;

— размеры фондов экономического стимулирования и других фондов, образуемых на предприятии;

— отчётная и прогнозируемая рентабельность;

— экологическое состояние предприятия (после приватизации предприятие будет самостоятельно нести всю ответственность за экологический вред, наносимый его деятельностью).

Анализ этих данных позволяет определить возможные размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального взноса; перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмных средств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов.

Вторым этапом подготовительной работы для приватизации является предварительная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей.

Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференций трудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами и главное с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от приватизации предприятия.

Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подаче заявки на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проекта приватизации, создания и персонального состава рабочей группы по приватизации и персонального состава представителей трудового коллектива, уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемую республиканскими и местными органами приватизации; о размерах личных средств, вносимых членами трудового коллектива на приватизацию предприятия) завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы — предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия.

В частности, представляется выписка из протокола общего собрания или конференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываются наименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценка стоимости имущества, источники средств для выкупа, направления использования объекта после приватизации. Предложение рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когда за него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортом предприятия.

общие сведения о приватизируемом предприятии, такие, главным образом, как номенклатура и ассортимент производимой продукции;

сведения об активах предприятия, определяющих его количественную и качественную характеристику;

территориальную характеристику предприятия (площадь занимаемой территории, характеристика строений);

характеристику рынка сбыта продукции и рынка основных видов потребляемого сырья и материалов;

важнейшие экономические показатели (прибыль, рентабельность и т.д.);

бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и за два предшествующих года.

На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.

Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способы приватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу.

Продажа на аукционе — это такой способ приватизации, при котором предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов.

Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.

Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.

Продажа по конкурсу — это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.

Условия конкурса предусматривают:

— сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;

— проведение природоохранных мероприятий;

— обеспечение безопасных условий труда;

— сохранение или создание новых рабочих мест;

— финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.

Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.

Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.

Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены.

На аукционах и по конкурсу, как правило продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.

Статья написана по материалам сайтов: businessman.ru, isfic.info, studfiles.net, www.kazedu.kz.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий