Субъекты и объекты приватизации — понятие, муниципального имущества, в предпринимательском праве, в России 2019 год

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации

Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества и управлению им.

Термин приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.).

В соответствии со ст. 2 Закона приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, то есть за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

В качестве субъектов отношений, складывающихся в процессе приватизации, выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ).

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а, следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы и лица. Закон о приватизации 2001 г. наделяет правом действовать от имени Российской Федерации при приватизации федерального имущества Правительство РФ. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения оборо-носпособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

— состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);

Это интересно:  Способы приватизации: основные, порядок, механизмы 2019 год

— необходимости и степени участия Российской Федерации в открытых акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;

3) ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального иму-щества на соответствующий год;

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам привати-зации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. По специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения. На сегодня таким учреждением является Российский Фонд федерального имущества. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 координация деятельности Российского фонда федерального имущества возложена на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Основными задачами Фонда являются: создание эффективной системы продажи федерального имущества; обеспечение интересов Российской Федерации на рынке корпоративных ценных бумаг; создание условий для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество должников, в том числе при истребовании задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно. В субъектах Федерации также созданы органы по управлению собственности.

Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст. 5 Закона о приватизации). Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.

Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Покупатели должны предоставить определенные документы, перечень которых определен в Законе: заявка; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных законом случаях; документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество. Кроме того, физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность. Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:

– нотариально заверенные копии учредительных документов;

– решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);

– сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;

– иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом;

– опись представленных документов.

Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации. Но термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.). В соответствии со ст. 11 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права.

Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных между-народными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соот-ветствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих органи-заций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Так, приватизация запрещена в отношении следующих объектов: недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также частотный и орбитальный ресурс космических систем, охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости, средства республиканского бюджета Российской Федерации, Республиканского валютного резерва Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, занятости и социальной поддержки населения Российской Федерации и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в том числе Алмазный фонд Российской Федерации, золотой запас Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг, штатное и табельное военное и иное имущество, учреждения и организации, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется за счет республиканского бюджета Российской Федерации, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и др. (Государственная Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 с изм. и доп. от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г.,
15 июля 1998 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 19 ноября 2003 г.)[7].

Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов. Исходя из этого основания, объекты приватизации всегда подразделялись на:

имущество, приватизация которого запрещена;

имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации);

имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.);

приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации.

Наиболее полно подобная классификация объектов приватизации была проведена в Государственной Программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284).

Закон 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества, исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества:

имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности);

имущество, подлежащее приватизации.

При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке. Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осущест-вляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст. 7 Закона о приватизации 2001 г.).

38. Понятие, правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 «178-ФЗ (в редакции от 19.12.2006).

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федерального имущества), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность ф/л и (или) ю/л.

При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную (покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые ф/л и ю/л, за исключением ГУП и МУП, государственных и муниципальных учреждений, а также ю/л, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО).

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001) регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

Действие ФЗ 2001 не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

земли (исключение – отчуждение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в т. ч. имущественные комплексы);

государственного и муниципального жилищного фонда;

гос. и муниципального имущества, находящегося за пределами РФ;

государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в культовых целях зданий и сооружений с земельными участками и иного имущества религиозного назначения (также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они являются единственными учредителями, земельных участков, на которых расположены находящиеся в их собственности здания, строения и сооружения);

государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

ГУП и МУП, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

Гос. и муниципального имущества на основании судебного решения;

акций в предусмотренных ФЗ случаях возникновения у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их АО;

акций ОАО, а также ц/б, конвертируемых в акции ОАО, в случае их выкупа в порядке, установленном ст.84.8 ФЗ «Об ОАО».

Это интересно:  Бесплатная приватизация квартиры продлена - сроки окончания, когда заканчиваются, в России, до какого времени до года 2019 год

признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытость деятельности органов государственной власти и органов МСУ;

отчуждение государственного и муниципального имущества исключительно на возмездной основе;

осуществление приватизации муниципального имущества органами МСУ самостоятельно.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ 2001 и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ (нормы, содержащиеся в других ФЗ, не должны противоречить ФЗ 2001).

Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с ФЗ 2001, и принимаемых в соответствии с ними иных НПА субъектов РФ).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами МСУ самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Правительство РФ для реализации единой государственной политики в сфере приватизации:

1) представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и АО, включающего:

а) ФГУП, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

б) ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

2) представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и АО изменений, касающихся:

а) состава ФГУП из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации;

б) необходимости и степени участия РФ в ОАО из числа стратегических АО, в то числе для последующей приватизации акций указанных АО;

3) ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

4) представляет в ГД отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает НПА по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ (содержит перечень ФГУП, находящихся в федеральной собственности акций ОАО и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году; должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации).

Акции стратегических АО и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ (акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок – на основании ФЗ).

Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ (предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций АО, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти) (предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами МСУ, ю/л и гражданами).

Утвержденный прогнозный план направляется в ГД одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов (отчет о выполнении прогнозною плана ежегодно, до 1 мая, представляется в ГД Правительством РФ).

Решение об условиях приватизации (принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации); содержит сведения (наименование имущества и данные, позволяющие его индивидуализировать; способ приватизации; нормативную цену (минимальную цену, по которой возможно отчуждение этого имущества; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые сведения)).

Если приватизируется имущественный комплекс унитарного предприятия, решением о приватизации также утверждается:

1) состав подлежащего приватизации имущества (определяется в передаточном акте на основе данных инвентаризации, аудиторского заключения, документов о земельных участках) (в передаточном акте указываются – все виды подлежащего приватизации имущества; расчет балансовой стоимости активов; сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (в случае создания ОАО));

2) перечень объектов, в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (имущество, не включаемое в состав приватизируемых активов, изымается собственником).

В качестве субъектовотношений приватизации выступают, с одной стороны,собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны —лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Государственной собственностью в РФявляется имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст.214 ГК РФ).Муниципальной собственностьюявляется имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ). То естьсобственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

От имени РФ, субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы и лица. Закон о приватизации 2001 года наделяет правом действовать от имени РФ при приватизации федерального имуществаПравительство РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ:

ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.

Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций приватизации федерального имущества.

Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества(статья 5 ФЗ) – ими могут бытьлюбые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего ФЗ.

ОАО не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Особую категорию покупателей всегда составляли нерезиденты– иностранные инвесторы. ФЗ не содержит ограничений в отношении нерезидентов,предъявляя лишь дополнительные требования к документам, представляемым иностранными покупателями государственного имущества. А такой способ приватизации, как продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, предусматривает привлечение в качестве покупателей исключительно нерезидентов (статья ФЗ).

ФЗ не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.

Объекты приватизации – государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001).

ФЗ 2001 не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации на основе его норм (из анализа положений ФЗ 2001 можно сделать вывод, что основными объектами приватизации являются имущественные комплексы ГУП и МУП и принадлежащие государству и муниципальным образованиям акции ОАО).

Другие виды имущества, указанные в ФЗ 2001, либо входят в состав имущества предприятия (объекты социально-культурного и коммунального назначения), либо приватизируются одновременно с имущественным комплексом (земельные участки, которым предприятие пользуется).

Прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на 2003, 2004, 2005 гг. не предусматривали иных объектов приватизации, кроме имущественных комплексов унитарных предприятий и принадлежащих РФ акций ОАО.

Особенности (признаки) объектов приватизации:

их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом (обеспечение этих интересов – необходимость специального регулирования);

сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти;

приватизация носит возмездный характер;

функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (РФФИ – Российский Фонд Федерального имущества);

по правилам ФЗ 2001 отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну (имущество, закрепленное за ГУП и МУП, не входит в понятие казны; унитарные предприятия распоряжаются этим имуществом от своего имени (в установленных случаях – с согласия собственника); на эти отношения ФЗ 2001 не распространяется).

Самостоятельные объекты приватизации можно выделить в зависимости от того, включены ли конкретные объекты в прогнозный план (программу) приватизации или особенности их приватизации учитываются при приватизации имущественных комплексов.

Объекты приватизации по содержанию:

1) ГУП и МУП как имущественные комплексы (предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления ПрД, включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, исключительные права и др.).

Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может (вопрос о приватизации предприятия решается государством – собственником самостоятельно; на это не требуется ни согласия трудового коллектива, ни его руководителя).

2) Принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции ОАО, созданных в процессе приватизации.

Особенности приватизации других объектов:

Земельные участки (учитываются за балансом предприятия (поскольку используются на праве аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования); включаются в состав имущественного комплекса предприятия) (по смыслу ФЗ 2001 оформляется 2 договора – продажи предприятия и отчуждения земельного участка; покупателю имущественного комплекса земельный участок, занятый предприятием, продается без конкурса и аукциона по цене выкупа, установленной субъектами РФ).

Объекты культурного наследия (на покупателя возлагаются охранные обязательства по содержанию, сохранению, использованию объектов).

Объекты социально-культурного назначения, коммунально-бытового назначения (если они используются в интересах жителей соответствующего поселения, не приватизируются – передаются в установленном порядке в муниципальную собственность; если используются только в рамках самого предприятия, в интересах его работников – могут быть приватизированы).

Объекты культурного наследия, социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут оставаться в распоряжении государства, не включаться в состав имущественного комплекса и в дальнейшем приватизироваться как самостоятельные объекты.

Классификация объектов приватизации:

По своему содержанию (ГУП и МУП; принадлежащие государству и муниципальным образованиям акции АО, созданных в процессе приватизации).

В зависимости от формы собственности (объекты государственной и муниципальной собственности).

В зависимости от возможности и порядка приватизации выделяется имущество, которое:

а) может находиться только в государственной или муниципальной собственности (пример: в соответствии со ст. 24 ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, приватизации не подлежат);

б) приватизация которого ограничена (стратегические предприятия и акции стратегических АО включаются в прогнозный план (программу) приватизации только после принятия решения Президента РФ об исключении предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических АО; акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании ФЗ);

в) приватизируемое в общем порядке и приватизируемое в особом порядке (пример: приватизируемые объекты культурного наследия с обременениями, возлагаемыми на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств).

Субъекты приватизации — продавцы, покупатели государственного и муниципального имущества, а также специально создан­ные государственные органы.

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся:

1. Покупатели государственного и муниципального имущества — любые физические и юридические лица, за исключением:

— государственных и муниципальных унитарных предприятий;

— государственных и муниципальных учреждений;

— юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

Это интересно:  Разгосударствление и приватизация - собственности, процесс предоставил возможность, экономическое содержание 2019 год

а) Правительство РФ, которое:

— ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

— издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

— руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

— принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

— осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

— подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

— осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

— обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.;

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

— осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

— обеспечивает оценку федерального имущества;

— заключает договоры купли-продажи федерального имущества;

— ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.;

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления.

Закон о приватизации только возмездное отчуждение имущества при приватизации. В связи с этим условно можно выделить два этапа приватизации:

чековая приватизация, продолжавшаяся с 1991 г. до 1 июля 1994 г., при которой в качестве средства платежа при приобретении в частную собствен­ность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Приватизационные чеки опосредовали механизм бесплатной передачи граж­данам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номиналь­ная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживаю­щим на ее территории. При выдаче приватизационного чека взимался комис­сионный сбор в размере 25 руб.;

денежная приватизация, развернувшаяся после прекращения действия приватизационных чеков, при которой законным средством платежа при приватизации признается валюта РФ. В порядке, определенном федераль­ным законом, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Закон о приватизации не распространяется на приватизацию объектов, перечис­ленных в ст. 3 Закона: земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муници­пальный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др.

Объекты приватизации— это то государственное или муниципальное иму­щество, которое может быть приватизировано в соответствии с вышеуказан­ным Законом. Объекты приватизации классифицируются по различным кри­териям.

По своему содержанию объекты делятся на:

— государственные и муниципальные предприятия и их структурные под­разделения;

— материальные и нематериальные активы;

— принадлежащие государственным имуниципальным образованиям ак­ции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

В зависимости от формы собственности выделяют объекты государствен­ной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

В зависимости от возможности приватизацииГосударственная про­грамма приватизации выделяет следующие группы объектов:

1. Имущество, приватизация которого запрещена. В действующей про­грамме приватизации перечень таких объектов состоит из 51 пункта. Сюда от­носятся средства федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, Центральный банк РФ, железные дороги, автомобильные дороги об­щего пользования, предприятия по изготовлению государственных знаков, атомные станции и др. Запрет на приватизацию некото­рых объектов содержится в законах. Например, ст. 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» запрещает приватиза­цию находящегося в федеральной собственности имущества, используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающего единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбор и обработку информации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат.

2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления.

3. Имущество, которое не может быть приватизировано иностранными физическими и юридическими лицами, а также резидентами РФ, имеющими в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.

4. Имущество, которое приватизируется на основании решения Прави­тельства РФ. К данной группе относятся наиболее крупные предприятия, информационные агентства и телерадиовещательные компании, предприятия по разработке и изготовлению систем и элементов любых видов вооружений, объекты атомного машиностроения и др.

Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества условно можно разделить на несколько этапов.

1. Выступление с инициативой в проведении приватизации.

Инициатором приватизации может быть Правительство РФ, федераль­ный орган по управлению государственным имуществом, иные федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические или юридические лица. Ини­циатива выражается в подаче заявки в соответствующий орган по управле­нию имуществом.

Заявка должна быть зарегистрирована в органе по управлению имуществом в день ее подачи.

2. Принятие решения о приватизации.

Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируе­мого объекта. Так, если в соответствии с программой приватизации решение о приватизации объекта принимает Правительство РФ, то соответствующий ор­ган по управлению имуществом вносит в Правительство РФ предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его прива­тизации, предлагаемых способа и сроков приватизации объекта, необходимос­ти закрепления акций в государственной собственности или использованием специального права («золотой акции»). Если объект может приватизироваться на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом, которое согласовано с соответствующими федеральными органа­ми, то решение о приватизации указанного объекта принимается федеральным органом по управлению имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки.

Законом предусмотрены основания для отказа в приватизации государст­венного имущества. Например, может быть отказано в приватизации имуще­ства, изъятого из оборота или ограниченного в гражданском обороте; если имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственно­сти и в других случаях. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3. Создание комиссии по приватизации.

В случае принятия положительного решения о приватизации государст­венного имущества соответствующие органы по приватизации имущества со­здают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня приня­тия решения о приватизации, но может быть продлен органом по управле­нию имуществом не более чем на один год.

В состав комиссии входят представители соответствующих органов по уп­равлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, иные ли­ца. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультацион­ные, оценочные организации,

В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки иус­ловия его продажи, начальная цена объекта. Порядок определения началь­ной цены объектов приватизации устанавливается программой приватиза­ции. Продавцы имущества могут принять решение об изменении начальной цены объекта, однако начальная цена не может быть снижена более чем на 10 процентов без согласования с соответствующим органом по управлению имуществом. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта по утвержденному плану. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизациисодержится в ст. 16 За­кона о приватизации. Среди них:

1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в от­крытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акцио­нерных обществ их работникам;

3) продажа государственного или муниципального имущества на аукцио­не, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на коммер­ческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной соб­ственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционер­ных обществ в пользу владельцев государственных или муниципальных цен­ных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В некоторых случаях способ приватизации определен другими статьями Закона о приватизации. Так, продажа предприятия как имущественного ком­плекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционер­ного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала этого общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

Например, приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные обществаприменяется в основном при приватизации крупных предприятий. Соответствующим органом по управлению имуществом созда­ется комиссия по приватизации, куда входят представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников пред­приятия, антимонопольного органа.

Комиссия осуществляет подготовку предприятия к преобразованию, ко­торая состоит в проведении инвентаризации, аудиторской проверки. Комис­сия рассматривает план приватизации, подготовленный представителями ра­ботников. В плане приватизации должны быть определены:

— величина уставного капитала открытого акционерного общества;

— льготы, предоставляемые работникам;

— категории (типы) акций, их номинальная стоимость. При определении в плане приватизации начальной пены акций, находящихся в федеральной соб­ственности, используют либо номинальную стоимость этих акций, либо, в слу­чае привлечения независимых оценщиков, отобранных на конкурсной основе, в качестве базисной величины могут быть использованы представленные ими данные;

— способы и сроки продажи акций.

План приватизации утверждается соответствующим органом по управле­нию имуществом по согласованию с общим собранием работников предпри­ятия. Приватизация предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

После завершения работы комиссии соответствующие органы по управ­лению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления.

Вопросы и задания для повторения

1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

Проанализировать научные статьи:

Камышанский В. П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2.

Ершова И. В. ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ // Юрист. 2001. № 6.

Коробкин Н. А. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ // Юрист. 2004. № 5.

[1] Черноморец А.Е. Логико-лингвистический аспект теории права собственности // Государство и право. 1993. № 11. С. 13-23.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, www.libsid.ru, studfiles.net, studopedia.su.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий