Регистрация недвижимости с 1 января года 2019 год

Дважды в одну и ту же реку входить не придется

В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять (ч. 3, ч. 6 ст. 7 нового закона о регистрации). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) (п. 3 ст. 13, абз. 3 п. 8 ст. 16 действующего закона о регистрации).

По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (п. 1-5 ч. 1 ст. 16 закона о регистрации недвижимости). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день (абз. 6 п. 3 ст. 13 действующего закона о регистрации, п. 9 ч. 1 ст. 16 нового закона о регистрации).

Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

  • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
  • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
  • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
  • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. (ч. 1 ст. 26 закона о государственной регистрации).

Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (ч. 2-5 ст. 26 закона о регистрации недвижимости). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав (ст. 27 нового закона о регистрации).

Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (ч. 2 ст. 28.1 действующего закона о регистрации). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (ст. 36 нового закона о регистрации). Ильяс Вахитов, директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета «Правовые и бухгалтерские решения», полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 1 ст. 28.1 действующего закона о регистрации, ч. 1 ст. 35 нового закона о регистрации).

Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (ч. 1 ст. 66 нового закона о регистрации). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (ч. 2 ст. 66 нового закона о регистрации). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (ст. 67 нового закона о регистрации). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (п. 2 ст. 31 действующего закона о регистрации). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (ч. 2-3 ст. 67 нового закона о регистрации). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (ст. 31.1 действующего закона о регистрации). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (ч. 3 ст. 68 нового закона о регистрации). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица (п. 1-2 ч. 2 ст. 68 нового закона о регистрации).

Это интересно:  Как оформить перепланировку квартиры в БТИ - стоимость, сколько стоит, регистрация, согласование, самостоятельно, штраф 2019 год

Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки (ч. 6-7 ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I).

Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнеры»:

«Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства».

Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Елена Тихонова, с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ). Раньше для того, чтобы узаконить «самострой» и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

После изменения ГК РФ к этим условиям добавились еще два:

  • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
  • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах (абз. 1-2 ч. 3 ст. 222 ГК РФ).

Таким образом, узаконить «самострой» стало сложнее.

Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (абз. 1 п. 4 ст. 222 ГК РФ). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (абз. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе (абз. 4 п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Бесхозную недвижимость учтут

С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 251-ФЗ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе (п. 1 ст. 1 Закона № 251-ФЗ).

Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о «бесхозной» недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество (ст. 2 Закона № 251-ФЗ).

С 1 января 2017 года утратил силу ряд положений законодательства об упрощенном порядке оформления прав физических лиц на отдельные объекты недвижимости. Права на недвижимость будут регистрироваться в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С 1 января 2017 года зарегистрировать права на объекты недвижимости, по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости (не поставлены на кадастровый учет).

В соответствии с п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

С 1 января 2017 года основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории) (ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно новому Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно.

Таким образом, к новациям закона «О государственной регистрации недвижимости» можно отнести введение единой учетно-регистрационной процедуры (это означает, что у граждан появилась возможность подать одно заявление на регистрацию прав и кадастровый учет, и оба действия будут выполнены одновременно), а также сокращение сроков оказания услуг.

Напомним, что до 1 января 2017 года одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусматривалось.

Это интересно:  Отмена свидетельства о государственной регистрации права собственности 2019 год

Кадастровый учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

— создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

— образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной госрегистрации прав);

— прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

— образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации, за исключением случая, установленного Законом.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

Гражданам, у которых остались бумажные свидетельства о регистрации собственности и выписки из ЕГРП, оформленные до 1 января 2017 года, не надо предпринимать никаких действий.

Предполагается, что переход на новую учетно-регистрационную систему организован так, чтобы заявителя не коснулись изменения в процедуре регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений и машино-мест в здании, сооружении. В случае, если в соответствии с проектной документацией в здании, сооружении расположены помещения вспомогательного использования, соответствующая информация включается в технический план помещения. При этом технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности планы здания, сооружения (ст. 24, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Дачная амнистия— упрощенная процедура регистрации прав собственности на отдельные виды индивидуальных жилых домов, земельных участков и расположенных на них построек. Такое «народное название» получил федеральный закон от 30.06.2006 года № 93-ФЗ, вступивший в силу 1 сентября 2006 года.

До 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась) (ст. 70, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»).

Что измениться в оформлении прав на недвижимое имущество с 1 января 2017 года

До 1 января 2017 года для регистрации дачного или садового дома требует всего 3 документа:

— правоустанавливающий документ на земельный участок, если права на него еще не зарегистрированы в едином государственном реестре прав;

— декларация на постройку (заполняется самостоятельно);

После 1 января 2017 года к вышеуказанным документам дополнительно необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ.

Законодатель с целью упорядочения учета объектов недвижимости отменил закон № 122-ФЗ. Вместо него введен в действие новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2019 года под номером 218-ФЗ о регламентации правоотношений в сфере недвижимого имущества. Его указания дозволяют осуществить государственную регистрацию недвижимости в упрощенном варианте.

Каждый российский гражданин наделен возможностью обладания объектом недвижимости на праве собственности, что предусмотрено Конституцией РФ. Оно должно быть зарегистрировано в ЕГН, являющийся сборником достоверных сведений об учтенном недвижимом имуществе.

Что именно содержит документ

Под формулировкой «государственная регистрация» подразумевается юридический акт, признающий и подтверждающий возникновение права и его прекращение определенного лица на недвижимое имущество.

Регистрации подлежит любое действие, совершенное с ним. Например, переход права собственности от одного лица другому.

В соответствии с нововведения объединены все сведения, содержавшиеся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости и сформирован Единый реестр недвижимости. Он содержит информацию о каждом объекте недвижимости и основаниях возникновения на него права, правообладателе.

В его состав входит:

  • кадастр недвижимости;
  • список права собственности на недвижимое имущество;
  • перепись границ зон территорий, имеющих важное экономическое и оборонное значение;
  • ведомость документов, служащих основанием для внесения в ЕГН информации, предусмотренной Федеральным законом № 218-ФЗ;
  • кадастровые карты;
  • книги учета формулируемых документов.

Какие произошли изменения

Перечень основных изменений, касающихся сферы недвижимости:

Собственник недвижимости в соответствии с нововведениями может подавать их лично либо через поверенного, предварительно оформив на него доверенность в нотариальном порядке.

Новый закон допускает оформление документов для осуществления процедур на бумажном носителе и в электронном варианте.

Орган Росреестр совместно с Федеральной кадастровой палатой:

  1. Сопоставили и дополнили сведения о кадастре недвижимости и реестра права собственности.
  2. Устранили выявленные ошибки и противоречия, которые содержались в записях. Они предоставили возможность заинтересованным лицам получить точные и полные сведения об объекте недвижимости.

Одним из основных направлений деятельности по развитию учетно-регистрационной системы стало предоставление органом Росреестр услуг в режиме онлайн. Каждый пользователь может обратиться в него дистанционно, благодаря запущенным на его сайте сервисам обслуживания.

К ним относится:

  • личный кабинет правообладателя;
  • личный кабинет кадастрового инженера;
  • проверка исполнения запроса;
  • проверка электронного документа;
  • справочная информация из ЕГРН в режиме онлайн;
  • выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • подать заявление на государственную регистрацию прав;
  • публичная кадастровая карта.

При отправлении документов на осуществлении регистрации по почте России заявитель каждый из них должен заверить в нотариальном порядке. В противном случае заявление органом Росреестр не будет рассмотрено.

Законодатель предусмотрел административную ответственность регистратора за ненадлежащее исполнение норм об осуществлении учета объектов недвижимости. Орган Росреестр обязан обосновать причину отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.

Мера воздействия будет применена, если указанный орган:

  • не примет документы для производства регистрации права собственности на объект недвижимого имущества;
  • допустит технические ошибки в записях, заносимых в ЕГРН;
  • не предоставит заявителю выписку из ЕГРН;
  • приостановит регистрационные действия в отношении объекта недвижимости;
  • уклоняется от исполнения функциональных обязанностей.

В соответствии с нововведениями государственный регистратор обязан возместить территориальному органу Росреестр убытки, причиненные незаконными действиями. Если они были причинены умышленно, то подлежит возмещению упущенная выгода.

Должностные лица умышленно либо по неосторожности исказившие сведения о праве собственности и утратившие их, будут привлечены к мере ответственности. Основанием служит материальный ущерб, причиненный в ходе выполнения регистрационных действий.

Видео: прогноз стоимости

Учет объектов недвижимости должен осуществляться строго в электронной форме. Вместе с тем реестровое дело может быть оформлено на бумажном носителе, если заявителем были представлены документы, оформленные на бумажном носителе. Обязательным условием является отсутствие подлинников в архиве, образованном уполномоченными государственными органами и муниципальными образованиями.

Граждане должны уплатить государственную пошлину сообразно указаниям Налогового кодекса в размере за осуществление регистрации права собственности:

Регистрация недвижимости с 1 января 2018 года будет проходить по новым правилам. Дело в том, что многие законы об упрощённом порядке регистрации права собственности на недвижимость утратили юридическую силу. Теперь недвижимость будет регистрироваться в соответствии с ФЗ от 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости».

Это интересно:  Как сделать временную регистрацию (прописку): как оформить, получить 2019 год

В соответствии с этим закон зарегистрировать недвижимость по общим правилам не получится, если вы объект недвижимости не стоит на кадастровом учёте.

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

В этом году вводится новая база по учёте недвижимого имущества. Она соединит в себе кадастр недвижимости и единый госреестр. В итоге, получилось ЕГРН. Он будет включать в себя:

  • Реестр границ;
  • Реестр прав, книги учёта и реестровые дела;
  • Кадастр и кадастровые карты.

Регистрировать право на объект и вести учёт будут специалисты Росреестра. Стоит отметить, что такое нововведение предполагает прохождение сразу несколько процедур. Это значительно упростит процесс регистрации права на недвижимость.

Теперь подавать документы можно будет двумя способами:

  1. В бумажном варианте. Вы лично приходите в МФЦ или направляете документы по почте;
  2. В электронном варианте. Для этого необходимо зайти на официальный сайт Росреестра или на сайт госуслуг.

Стоит отметить, что реестр будет вестись в электронном виде. По мнению законодателя, это повысит сохранность данных и их защиту. Что касается старых записей, которые были внесены в ЕГРН, удаляться они не будут. Все изменения и поправки в реестре будут сохранены. Такой же порядок распространяется и на реестровые дела.

Необходимо отметить, что учёт реестра в бумажном варианте не исключается. Но, вестись он будет в особых случаях. Например, если документы были представлены в бумажном виде, а у государственных органов нет оригинала документа.

Стоит отметить, что выписка в ЕГРН будет подтверждать кадастровый учёт или государственную регистрацию перехода прав. А надпись на документы будет говорить о том, что договор зарегистрирован.

Новый закон о регистрации недвижимости предусматривает ряд преимуществ, к которым относятся:

  • Сокращённые сроки регистрации. Теперь зарегистрировать право на недвижимое имущество можно в два раза быстрее;
  • Документы подаются в удобном для вас варианте. Вы можете лично обратиться в МФЦ или направить документы в электронном виде на сайте. Также стоит отметить, что подать документы можно в любом МФЦ, вне зависимости, где находится объект недвижимости;
  • Совместная работа с различными ведомствами. Например, если есть судебные решения, то вам необязательно самостоятельно привозить это решение в МФЦ, документ направляется автоматически.
  • Предусмотрена ответственность для сотрудников Росреестра, если они внесут недостоверные данные в реестр;
  • Данные не удаляются из ЕГРН.

Стоит отметить, что упрощённая процедура оформления недвижимости не отменяется, а усовершенствуется. Теперь эта процедура станет в два раза быстрее и доступнее для граждан.

Мы уже выяснили, что с этого года оформления прав на недвижимость осуществляет по новому закону. Также этот вопрос регулируется и нормами ГК РФ. Регистрация прав на объект недвижимости может проходить в простой письменной форме, а также в нотариальной форме.

Сделки, которые подлежат нотариальному удостоверению:

  1. Если один из участников общей долевой собственности желает выделить свою долю. Также, если все участники общей долевой собственности желают выделить свою долю;
  2. Если гражданин регистрирует право на объект недвижимости, которое принадлежит опекаемому им гражданину. Если необходимо зарегистрировать отказ от недвижимости гражданина, который был признан ограниченно дееспособным или гражданина, которому не исполнилось 18 лет.

Если эти сделки не будут удостоверены нотариально, то они не имеют юридической силы.

Необходимо отметить, что существенных изменений, которые касаются порядка регистрации права собственности на недвижимость, не произошло. Для подачи заявления необходимо обратиться в Федеральную службу государственного кадастра и картографии.

Теперь подробнее рассмотрим все этапы государственной регистрации права собственности:

  • Подача заявления в Росреестр. Например, если право собственности переходит к вам по наследству, то заявление вы подаёте единолично. Если право собственности переходит по договору купли-продажи, то заявление необходимо подавать и покупателю и продавцу. Если право собственности возникает по договору купли-продажи квартиры с долевой собственностью, то необходимо заявление от всех собственников. Стоит отметить, что правом подачи заявления обладает и нотариус, если договор подлежит его удостоверению. Подаётся заявление в единственном экземпляре.
  • Вместе с заявлением подаются документы: паспорта сторон договора, в некоторых случаях необходимо предоставить паспорта и нотариальную доверенность, если документы подаёт представитель.
  • Необходимо предоставить документ, которые подтверждает существо сделки. Это может быть мировое соглашение, документ о праве на наследство. Стоит отметить, что такие документы прикладываются только в том случае, если сделка совершается в простой письменной форме.

Необходимо отметить, что все документы представляются в двух экземплярах. Причём это должны быть подлинники. Один собранный пакет документов вместе с заявлением передаётся в регистрационное дело, а второй остаётся у заявителя. Точнее, он возвращается после того, как процедура регистрации права собственности завершится.

Дополнительные документы, которые могут понадобиться для оформления имущества:

  1. Если сделка была завершена нотариально, то необходимо предоставить такое же количество экземпляров, как и при простой письменной форме;
  2. Если оформление права собственности осуществляется на основании решения суда, то необходимо предоставить заверенную копию;
  3. В некоторых случая необходимо предоставить согласие третьих лиц на совершение этой сделки. Чаще всего, требуется письменное разрешение супругов.
  4. Если недвижимость была куплена за счёт кредитных средств, то необходимо предоставить согласие кредиторов;
  5. Если необходимо зарегистрировать право собственности на только построенную квартиру или дом, то необходимо предоставить документ, который подтверждает законность этой постройки, а также разрешение на ввод дома в эксплуатацию.

После того как все документы будут собраны, вам необходимо оплатить госпошлину. Квитанцию также прикладываете к общему числу собранных документов.

С января этого года были установлены чёткие сроки для регистрации права собственности:

  • После того как гражданин предоставить в орган регистрации пакет документов и заявление, у специалистов есть 7 рабочих дней для проверки и принятия решения;
  • Если гражданин подал заявление и пакет документов в МФЦ, у сотрудников есть 9 рабочих дней для принятия решения;
  • Если в орган регистрации поступает решение суда, в котором он обязывает провести регистрацию права собственности, у сотрудников есть 5 рабочих дней;
  • У сотрудников есть 3 рабочих дней, если заявление поступает: по нотариально удостоверенной сделке, по документу о праве на наследство, по договору о праве на долю в общей долевой собственности.
  • Если гражданин подаёт заявление на регистрацию право собственности квартиры, которая куплена на кредитные деньги, то у сотрудников есть 7 рабочих дней для принятия решения.

Необходимо отметить, что подтверждением регистрации права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. Что касается свидетельства о праве на недвижимость, то такой документ больше не предоставляется.

Отличительной стороной выписки от свидетельства является то, что выписка не подтверждает право собственности на объект недвижимости. Она может указать только на то, что этот объект был зарегистрирован. Но, стоит отметить, что выписка содержит подробное описание объекта недвижимости, в ней так же указывается и собственник объекта.

Такой документ выдаётся сразу же после регистрации права собственности на объект недвижимости.

Этапы регистрации права собственности на недвижимое имущество определены законодательно и включаются в себя:

  1. Приём заявления и пакета документов от гражданина;
  2. У сотрудников есть право на возврат заявления и пакета документов без рассмотрения. Основания возврата определены новым законом;
  3. Проверка документов на подлинность и достоверность;
  4. Внесение в реестр необходимых сведений для регистрации права собственности.
  5. Выдача второго экземпляра документов гражданину.

Необходимо отметить, что сотрудники регистрирующего органа могут отказать гражданину в регистрации права собственности на объект недвижимости. В соответствии с новым законом оснований для этого у них предостаточно. К тому же сотрудники имеют право отказать, даже не начав рассмотрения документов. То есть, если гражданин предоставит неполный перечень документов и это выяснится при подаче заявления, то сотрудник вправе не принимать документу. А это равнозначно отказу в регистрации права собственности.

В этом случае есть только два варианта решения ситуации:

  • Выяснить причину отказа и попытаться её решить;
  • Если несогласны с причиной отказа, можете подать исковое заявление в суд.

Какие действия выгодны, решайте сами. Но, всегда пытайтесь урегулировать вопрос мирным путём.

Регистрация права собственности на недвижимое имущество – это непростое занятие. В этом году был принят закон, который упрощает подачу заявления в регистрирующий орган. Теперь подать заявление можно в любом городе и совершенно не важно, где находится сам объект недвижимости. Государственное оформление имущества происходит через МФЦ или через официальный сайт Росреестра.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, ya-advokat.ru, realtyaudit.ru, domovik.guru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий