Конституционные основы земельного права, общие понятия, какой предмет оно изучает 2019 год

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

• разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);

• природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);

• земельное законодательство (п. «к»).

Согласно ст. 76 (п. 2) Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует федеральный закон. В то же время, при отсутствии федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону, а также привести в соответствие с принятым федеральным законом свои нормативные правовые акты.

2. В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящимися в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению О.И. Крассова, эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законом – Земельным кодексом РФ.

5. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) предусматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В то же время, в этой же статье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

8. Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа.

9. Огромное значение для совершенствования земельного законодательства имеют конституционные нормы, посвященные охране окружающей среды в целом, в том числе и земли, которая является неотъемлемой составной частью (компонентом) природной среды. Так, ст. 42 Конституции РФ впервые в истории России закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущеp6a, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации комплекса мер и мероприятий, закрепленных в ряде действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актов, и прежде всего – в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

Необходимо также отметить, что наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное конституционное положение нашло дальнейшее развитие в иных федеральных законах.

В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Это интересно:  Как перевести СНТ в ИЖС - садовый участок, землю из садоводства, сколько стоит, можно ли 2019 год

Земельное право занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы . Пра­вовая норма — это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний. Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

    1. общей части , содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
    2. особенной части , охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными (осо­бенными).

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права:

    1. право собственности на землю;
    2. право пользования землей;
    3. право управления в области землепользования;
    4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
    5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
    6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
    7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут юридической ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Правовые институты особенной части земельного права:

    • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
    • правовой режим земель поселений;
    • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
    • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
    • правовой режим земель лесного фонда;
    • правовой режим земель водного фонда;
    • правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д. — в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда — соответственно лесным правом; земель водного фонда — водным правом.

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

    1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
    2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
    3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

    • учение о праве;
    • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
    • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

    1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
    2. исследование предмета , которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
    3. внедрение результатов , полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Земельное право — учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

Цель изучения земельного права:

    1. получение представле­ния о действующих нормативных правовых актах, регулирующих пред­мет земельного права;
    2. применение данных знаний в практической деятельности.

Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административно­го, экологического и другого законодательства с целью более углублен­ного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а изучаемый материал дожен быть сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

Источники земельного права — это законодатель­ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе­мельные правотношения. Основной Закон РФ — Конституция Российской Фе­дерации — предусматривает основы конституционно­го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу­дарства, законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Это интересно:  Как оформить земельный участок в собственность: особенности процедуры и правовые вопросы 2019 год

Источники земельного права — это законодатель­ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе­мельные правотношения. .
Основной Закон РФ — Конституция Российской Фе­дерации — предусматривает основы конституционно­го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу­дарства, законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо­венство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответство­вать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земель­ных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное зако­нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законода­тельство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными, осново­полагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находя­щихся в различных формах собственности;
2) ст. Зб-о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ‘
3) ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружаю­щую среду;
4) ст. 58 — об обязанности каждого сохранять приро­ду, бережно относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Фе­дерации и ее субъектов земельного, водного, лес­ного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодатель­ство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования зе­мельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логи­ческой взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози­тивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторе­ний в земельном законодательстве имеются также от­сылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы — без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Виды земельно-правовых норм:
1) обязывающая (императивная) норма провозглаша­ет обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает соб­ственников земельных участков и лиц, не являю­щихся собственниками, своевременно производить платежи за’ землю;
2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать за­грязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих тер­риторий;
3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земель­ный участок в аренду и т. д.).

Земельное правоявляется отраслью российского права, которая призвана регулировать особую сферу общественных отношений, складывающихся по поводу земли как природного богатства и объекта недвижимости.

Земельное право— это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Как всякая отрасль права, земельное право изучает определенную группу общественных отношений. В нашем случае имеются в виду отношения, возникающие в сфере землепользования и охраны земельных ресурсов, а также в связи с оборотом земель. Кратко их можно определить термином «земельные отношения». Земельные отношения и составляют предмет земельного права.

Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распределения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.

В области земельных отношений бывает сложно определить предмет правового регулирования, когда они связаны с другими видами правоотношений, в первую очередь гражданскими, особенно после принятия нового ГК РФ, в котором изменены приоритеты в правовом регулировании земельных отношений и нормы гражданского законодательства выходят на первое место. В таких случаях применяется не только земельное законодательство, но и законодательство, соответствующее сложному составу регулируемых отношений в сфере пользования землей. Например, при решении вопроса о взыскании убытков, возникающих при изъятии земель, наряду с нормами ЗК РФ применяются соответствующие нормы гражданского, гражданско-процессуального и другого законодательства. Отношения платного использования земель регулируются финансовым и земельным законодательством.

Имущественные отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Для того чтобы определить предмет земельного права, необходимо раскрыть содержание термина «земля». Он многогранен и имеет несколько значений.

Земля — это и планета солнечной системы, и единственное место обитания человека, где речь идет об отношениях человека, которые складываются в сфере взаимоотношений всех компонентов природы, включая землю. В этом случае эти отношения изучаются экологическим правом.

Земля как природный ресурс имеет фундаментальное значение для многих процессов, протекающих в биосфере, в том числе для человеческой деятельности. Все связано с землей: полезные ископаемые, водные объекты, растительный и животный мир, а также созданные человеком элементы техносферы (здания, сооружения, дороги и т. д.). Земля — основа сельского хозяйства, пространственный базис размещения производительных сил и промышленных объектов.

С экологической точки зрения земля — практически невозобновимый природный ресурс (1 см почвенного слоя в естественных условиях формируется приблизительно за 100 лет).

Уникальное свойство земли — ее плодородие. Именно благодаря плодородию почвы существуют растения, животные и само человеческое общество. Плодородие придает особый правовой статус землям сельскохозяйственного назначения, выступает объективной основой ответвления от земельного права специфической правовой дисциплины — аграрного права.

Это интересно:  Как получить земельный пай - можно ли, оформить в собственность, 2019 год

Если под словом «Земля» понимают только ту часть земной коры, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, то в этом значении земля — объект правового регулирования земельного права.

Однако объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающие в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить:

1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими. Например, проведение или не проведение работ по повышению плодородия почв зависит от воли людей, а значит, входит в предмет правового регулирования.

2. В предмет правового регулирования включены не всякие общественные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем. Эта допустимость регламентируется нормами международного права. Так, недопустимо применять российское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ, или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

3. Наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм. Например, правовой обязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все — средства, обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

Следовательно, предметом правового регулирования земельного, права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

Предмет правового регулирования земельного права и его границы могут быть уточнены с помощью метода, присущего данной отрасли права, т.е. способов и приемов воздействия на поведение субъектов земельных отношений. Методы должны соответствовать характеру и природе земли как природного объекта, необходимого всему обществу. В земельном праве обычно используют методы других отраслей права.

В земельном праве чаше всего выделяют два основных метода: императивный,т.е. метод принудительного воздействия на участников земельных отношений посредством обязательных предписаний и запретов, подлежащих исполнению, и диспозитивный,определяющий возможные пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им право свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Императивные нормы, ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского и земельного оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. Императивный метод определяет границы как должного, так и возможного поведения участников земельных отношений. Метод императивных предписаний присущ большинству отраслей права. Этот метод является основным методом земельного права.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений может быть разделен на три составляющие. Рекомендательная — выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъектов земельных правоотношений; санкционирующая — заключается в необходимости получения санкции на выбранный вид землепользования; делегирующая — выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу их правомочий,

С признанием земли недвижимостью и регулированием земельных сделок в соответствии с гражданским законодательством публичный метод регулирования земельных отношений в значительной мере уступает место методу, присущему частному гражданскому праву. Роль диспозитивного метода возросла при вступлении в апреле 2001 г. 17 главы ГК РФ.

Нередко выделяют гражданско-правовой метод,суть которого может быть сведена к равноправию всех субъектов землепользования (государства, юридических и физических лиц) перед законом. Государство создает земельное законодательство, как бы устанавливая «правила игры», но оно же обязано выполнять эти правила, так же как и другие участники земельных отношений. Такое положение действует до внесения в установленном порядке соответствующих изменений в законодательство.

Ряд земельных отношений (вопросы аренды, субаренды и др.) регулируется с помощью договорного метода.

Земельное право в целом и экологическое законодательство избегают применять дозволение в чистом виде, поскольку в этом случае возрастает риск причинения ущерба окружающей среде. Лучше всего разрешительные и императивные методы сочетать, комбинировать.

В лицензионной деятельности нередко так и поступают. В разрешительный документ (лицензию) на использование природных ресурсов вписывают перечень требований в виде запретов и предписаний, которые должны неукоснительно соблюдаться. В противном случае лицензия может быть приостановлена или даже вовсе изъята у природопользователя.

Хотя землепользование не относится к лицензируемым видам деятельности, комбинирование (сочетание) разрешительных и императивных методов проявляется здесь в сфере обязательственных, например, договорных отношений. В частности, договор аренды земельного участка может предусматривать различного рода запреты и предписания в виде соответствующего перечня обязанностей арендатора.

Аналогично обстоит дело и с экономическими методами,которые принято противопоставлять административному принуждению.

Экономическое стимулирование рационального землепользования, охраны земель и иных природных ресурсов необходимо, но одного этого недостаточно. Практика показывает, что платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды нередко воспринимаются, как форма дозволения поступать далее по собственному усмотрению. Поэтому экономический метод следует дополнять императивными нормами, предписывающими возмещать вред, причиненный окружающей среде и законным интересам других лиц, независимо от вносимых платежей. Эти нормы включаются в экономический механизм природопользования как его составляющая часть.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, jurkom74.ru, www.jurlib.ru, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий