Незаконное строительство на землях ИЖС — судебная практика, 2019 год

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Это интересно:  Межевой план земельного участка: как изготавливается и где оформить, пример межевого плана 2019 год

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

Самовольной постройкой (далее — СП) следует считать строение, обладающее любым из перечисленных признаков (ст. 222 ГК РФ):

  • оно создано без соответствующего на то разрешения;
  • с нарушением градо- и/или архитектурно-строительных норм;
  • возведено на непредоставленном земельном участке или построено на участке вопреки его целевому использованию;

Обратите внимание! С 03.08.2018 в статью 222 ГК РФ законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ внесены изменения.

Теперь признак самовольной постройки применяется при условии, что требование, которому не соответствует постройка (разрешенное использование участка, правило о наличии разрешений и градо- и/или архитектурно-строительные нормы) установлено на дату начала возведения постройки и является действующим на дату ее выявления.

Это интересно:  Межевание земельного участка: инструкция год, стоимость, сроки 2019 год

О том, что включает в себя понятие СП, читайте также в статье Что такое самовольная постройка согласно ГК РФ?

В правоприменительной практике существует несколько позиций, в совокупности дополняющих правовую сущность СП, определенную в ст. 222 ГК РФ, а именно:

  • СП может быть признан недвижимый объект, возведенный без согласия собственника земли (определение ВС РФ от 28.06.2016 по делу № 305-ЭС15-6246);
  • основанием признания сооружения СП является частноправовое нарушение (строительство на земле в отсутствие гражданского права на землю) либо публично-правовое — формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил) (см. определение ВС РФ от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458).
  • действия по созданию СП являются виновными, если выявлено, что СП отвечает хотя бы одному условию признания ее самовольной (определение ВС РФ от 13.01.2015 № 69-КГ14-10).

Нормы ст. 222 ГК РФ помимо закрепления правового режима СП регулируют также введение последней в гражданский оборот и механизм устранения деликтов, связанных со строительством СП.

01.01.2015 в указанную выше статью была внесена норма, позволяющая органам местного самоуправления при определенных условиях принимать решения о сносе СП во внесудебном порядке.

ВАЖНО! В 2018 данная норма подверглась коррективам.

Сейчас муниципалитет может принять решение не только о сносе самовольной постройки, но и о приведении ее в соответствие с установленными правилами, если постройка расположена на:

участке земли, в отношении которого отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы либо вид разрешенного участка не допускает строительство объекта, при условии расположении такого участка в границах территории общего пользования;

участке, вид разрешенного использования которого не допускает возведения объекта и данный объект расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, на которой запрещено строительство.

В силу п. 3 ст. 22 закона «О введении в действие ч. 1 ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ в редакции от 03.08.2018 не может быть принято решение о сносе частных жилых домов, построенных на земельных участках предназначенных для индивидуального жилищного строительства, расположенных в поселении землях для личного подсобного хозяйства, на дачных и садовых участках при наличии одновременно следующих условий:

  • права на данные дома и жилые строения зарегистрированы до 01.09.2018,
  • параметры домов соответствуют установленным,
  • дома возведены на участках земли, законными владельцами которых являются собственники таких домов.

Правоприменительная практика на сегодняшний день содержит устоявшиеся позиции относительно применения абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 03.08.2018. Приведем некоторые из них:

  • реконструированная недвижимость в самостоятельном порядке подлежит сносу, только если ее нельзя привести в первоначальный облик (определение ВС РФ от 11.03.2014 № 18-КГ13-184);
  • сособственник земли может настаивать на сносе СП, произведенной другим сособственником СП, если она противоречит порядку использования общего земельного участка, правам и интересам истца либо угрожает жизни и здоровью граждан (постановление президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 15025/10);
  • СП, построенная с нарушением запрета нового строительства, подлежит сносу (обзор практики, утв. президиумом ВС РФ 19.03.2014);
  • СП подлежит сносу при существенном и неустранимом нарушении градостроительных и строительных норм и правил (определение ВС РФ от 09.04.2013 № 18-КГ13-14);
  • СП не подлежит сносу из-за нарушения процедурных вопросов получения разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию в том случае, если принимались меры для получения разрешений (постановление президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 15025/10);
  • не является единственным основанием для сноса строительство пристройки к жилому дому, осуществленное без согласия совладельцев (определение ВС РФ от 24.01.2012 № 19-В11-21).

Практика применения положения о том, что СП может быть не только снесена, но и приведена в надлежащий вид в соответствии с действующими правилами только начнет складываться.

Как уже было сказано выше, ст. 222 ГК РФ претерпела изменения, в отношении оснований согласно которым органы местного самоуправления вольны принимать решения о сносе СП или ее приведение в соответствие с правилами во внесудебном порядке.

В обоснование своего решения суд привел следующее:

  • здание магазина является объектом капитального строения и выстроено на земельном участке, предоставленном для размещения нестационарного торгового объекта;
  • перемещение здания магазина без несоразмерного ущерба невозможно.

Итак, на сегодняшний день снести СП можно либо в судебном, либо в административном порядке.

Важно! Наряду со сносом в отношении СП может быть принято решение о приведении постройки в соответствие с действующими нормами.

Основанием для сноса СП в административном порядке является решение органов местного самоуправления с указанием срока самостоятельного сноса. Если посредством судебного решения в сносе отказано либо право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН, то решение о сносе того же объекта в административном порядке не может быть принято.

Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день судебная практика сформировала устоявшиеся позиции относительно применения ст. 222 ГК РФ. Новеллами в правоприменении являются иски, оспаривающие «административный» снос. Думается, что внесение изменений, связанное с уменьшением случаев, когда решение о сносе может быть принято муниципалитетами, найдет свое отражение в судебной практике.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Здравствуйте Дорогие читатели блога prosamostroi.ru! Как показывает судебная практика, самострои являются не редкостью. Кто-то возводит их по незнанию законов, а кто-то делает это специально, рассчитывая на то, что ему удастся избежать какого-либо наказания за свои действия. В данной статье мы рассмотрим, к чему по закону может привести самострой на собственном участке земельном, а также на участках государственных. Обратим внимание на судебную практику и штрафы, которые можно получить за такую деятельность. Также рассмотрим феномен ИЖС.

Для начала стоит сказать, что если вы заинтересовались самостроем нежилого здания на собственном земельном участке, то стоит помнить про следующие очень важные нюансы:

  • Самострой нежилого здания на собственном участке в виде бани/пристройки к дому/других технических помещений полностью законен и не требует какого-либо дополнительного согласования.
  • Если же вы решили строить на территории собственного земельного участка нежилое коммерческое здание, то тут ситуация будет сложнее. Даже если земельный участок по документам ваш, то вам всё равно потребуется специализированное разрешение строить на собственном участке коммерческое здание. В противном случае данное строительство будет считаться незаконным по причине нарушения целевого назначения земли. На самом деле, оформление подобных документов на коммерческое строительство не занимает много времени.

Способы оформления существуют следующие:

  • Оформление задним числом.
  • Обращение в специализированную комиссию.
  • Легализация постройки через суд.

В первом случае вам оформляют всю документацию на строительство задним числом (это документы ИРД, разрешение на строительные работы и т.д.)

Во втором случае вы можете обратиться в комиссию, которая разбирается в Градостроительном кодексе. Уже непосредственно после обращения комиссия будет решать – давать ли вам разрешение или нет. К слову, у вас должны быть веские основания строить нежилое коммерческое здание на собственной территории.

Третий случай похож на процедуры второго, только решение принимается через суд. Обычно к третьему случаю прибегают тогда, когда возникают какие-либо проблемы с первыми двумя. В суде для успешного решения вам могут пригодиться:

  • Документы, которые подтверждают факт строительства.
  • Документы, которые подтверждают, что на ваш коммерческий самострой не претендуют другие лица.
  • Документы, в которых подробно описываются технические характеристики объекта.
  • Документы, которые гласят о том, что ваш самострой не нарушают права и интересы третьих лиц.
Это интересно:  Прописка на участке ИЖС - без дома, земельном, для садоводства, ЛПХ 2019 год

Теперь перейдём к конкретике о том, что может грозить за нелегальный самострой например на дачном участке. Даже если вам удалось возвести самострой во избежание каких-либо законных процедур на дачном участке, то помните про следующее:

  • Нелегальный самострой не считается недвижимым имуществом и не может в будущем быть зарегистрирован в государственных органах.
  • Такой объект нельзя будет официально продать или оформить на него наследство.
  • На такой объект не распространяется так называемая приобретательская давность.

В зависимости от размера самостроя, земли, на которой он был построен, и времени обнаружения последнего, штрафы могут варьироваться и составлять от 50.000 до 1.000.000 российских рублей. Как видим, штрафы за самовольные постройки не шуточные. Также к штрафу приписывается возможность изъятия земельного участка в пользу государства.

Напоследок мы поговорим об ИЖС. Многие слышали данную аббревиатуру, но не понимали, что она означает. ИЖС – это индивидуальное жилищное строительство. Оно представляет собой обеспечение граждан законным жильём высотой не более 3-ёх этажей и рассчитанным на проживание одной семьи. В ИЖС обычно возможна регистрация по месту жительства. Также в ИЖС практически во всех случаях легально наличие пристроек, надстроек и прочего.

Как показывает юридическая практика – ИЖС становится сугубо вашим личным участком, на который не имеет прав посягать другая сторона в том случае, если не наблюдается каких-либо конкретных нарушений (незаконное увеличение площади, достройка большего количества этажей и т.д.).

В итоге данной небольшой статьи хочется сказать, что мы рассмотрели основные юридические нюансы касательно самостроев. Разобрали то, что может нести в себе нелегальный самострой на собственном участке, поговорили о судебной практике и штрафах. Данная информация позволит лично вам избежать всевозможных ошибок касательно возведения самостроя, если таковой имеется в ваших планах. Помните, что в действиях такого плана всё же стоит руководствоваться законом и здравым смыслом. Удачи!

Если статья оказалась Вам полезна, поделитесь ею с друзьями нажав на кнопочки:

И конечно же подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить

Ниже оставляйте свои комментарии, пожелания, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение — нам это очень важно!

Согласно ГК РФ (статья 222 глава 14), самовольной постройкой признаются жилые дома и другие строения на участках, не предназначенных для этих целей. В этот разряд попадают и объекты, возведенные без соответствующего разрешения, с нарушением действующих строительных и градостроительных норм и правил.

То есть, любое нарушение строительных технологий, применение некачественных материалов, другие нарушения строительных норм и правил могут привести к включению постройки в число незаконных. Такие же последствия ожидают застройщика при нарушениях плана застройки (расстояния до красной линии, между зданиями, до границ с соседней территорией и другие нормы СНиПа при строительстве на землях ИЖС).

Основная проблема, связанная с самовольными постройками, это невозможность официально зарегистрировать, казалось бы, свою личную недвижимость. Владелец любого объекта на участках ИЖС, попадающего под категорию незаконной постройки, столкнется со следующими проблемами:

  • Невозможность регистрации в установленном действующим законодательством порядке. В результате чего возникнут дополнительные проблемы, касающиеся отказа в подключении к коммуникациям.
  • Невозможность осуществления каких-либо юридических действий с самовольной постройкой. То есть, вы не сможете продать, подарить, получать официальный доход от сдачи в аренду такого дома.

В большинстве случаев судьба подобных объектов решается в судебном порядке. Не исключена возможность принятия решения, предполагающего снос самовольной постройки. А вот административный штраф придется выплатить независимо от решения суда.

Большинство нарушений, связанных со строительством на участках ИЖС, можно разделить на три основных группы:

  1. Возведение построек без действительного разрешения на строительство. Такие действия приведут к штрафным санкциям в соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Сумма взыскания составит от 2 до 5 тысяч рублей. Эксплуатация таких зданий (построенных без разрешения), так же признана административным правонарушением. В соответствии с частью 5 этой же статьи штраф составит 500 или 1000 рублей. Один из способов решения проблемы, воспользоваться дачной амнистией, срок действия которой продлен до 01.03.2018 года. В дополнении к этому, право собственности может быть признано и в судебном порядке.
  2. Строительство с нарушением или со значительными расхождениями с планом. Практика показывает, такие прецеденты в подавляющем количестве случаев связаны с так называемой красной линией. Решить эту проблему самостоятельно практически нереально, так как большинство ситуаций может трактоваться как самозахват земли, который влечет за собой снос постройки.
  3. Нарушение актуальных строительных норм и правил. Применение некачественных материалов, нарушение технологии строительства, все это ведет к созданию потенциальной угрозы жизни человека. При выявлении нарушений подобного плана, застройщик однозначно заплатит штраф на основании статьи 9.4 КоАП РФ, которая предполагает взыскание до 2 тысяч рублей. Собственнику придется устранить и все нарушения, в противном случае будет решаться вопрос о сносе постройки.

Решение подобной проблемы осуществляется в судебном порядке. Учитывайте то, что устранить нарушения строительных норм и правил все равно придется. Так же не избежать необходимости приведения в соответствие с действующими нормативами плана застройки на участке ИЖС.

Практика показывает, самостоятельное представление своих интересов в ходе судебного заседания по легализации самовольных строений не приносит положительного результата в 95% случаев. Целесообразно привлекать для решения данной задачи квалифицированного юриста.

Наиболее характерны следующие случаи из судебной практики, связанные с легализацией незаконных построек на участках ИЖС.

  • Земельный участок не принадлежит владельцу постройки, но имеется документальное подтверждение о покупке всех строительных материалов и выполнения строительных работ. При устранении всех признаков самостроя (определенных статьей 222 ГК РФ) было принято судебное решение, подтверждающее признание права собственности.
  • При завещании построек, признанными самовольными, наследники не лишаются права требовать юридического признания права собственности на такие строения.
  • Самовольное строение (при отсутствии разрешительной документации на строительные работы), эксплуатируемое на протяжении 15 лет, может быть признано легальным, но при условии, что данный объект не способен создать угрозу здоровью и жизни окружающим.
  • При невозможности устранить нарушения градостроительных или строительных нормативов и правил в большинстве случаев принимается решение о сносе постройки. Даже регистрация в установленном законодательством порядке не дает права собственности на сооружение.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, rusjurist.ru, prosamostroi.ru, www.landatlas.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий